Арт-хаусная лента года
"Человек - швейцарский нож" стал нашумевшим фильмом еще до его премьеры. Многие кинокритики твердили, что это новое слово в кинематографе, что история невероятно самобытна и свежа. Вот и я добралась до просмотра. И с высоты своей киномании хочу сказать, что фильм получился достойным. Однако советовать к просмотру его не стану. Ибо для просмотра такого кино нужно быть толерантным до мозга костей и боготворить авторское кино.
В первую очередь, фильм оригинален своим сюжетом. Потерявшийся в лесу и в себе человек сводит счеты с жизнью, но тут видит выброшенный на берег труп. И это начало великой дружбы, которая откроет глаза на целый мир главному герою Хэнку. У трупа Мэни не так много функций первоначально - все, что он может, так это реактивно пукать.
Развитие Мэни происходит с каждой сценой. Труп оживает, познавая мир. Вместе с ним мир познает слвсем живой физически, но отнюдь не духовно, Хэнк. Убийственная прямота сцен и диалогов, то, с какой легкостью в сюжет вплетены непристойности, порой ставит в тупик. Но на минуту задумавшись, понимаешь, что иначе фильм может опуститься либо до второсортной комедии, либо до малозанятного триллерка.
Фантастичность, с которой происходят события, поначалу вызывает чувство, что у Хэнка приступ галлюцинаций. Но в конце мы понимаем, что фантастичность не так уж фантастична и сумасшедша. Мэни - тот самый швейцарский нож - которым авторы препарируют окружающую реальность и рамки дозволенного. Этим же ножом препарирует себя (или Мэни препарирует Хэнка) главный герой, пытающийся найти себя и открыться миру. Фильм не дает почву для размышлений, он сам и есть сплошное размышление на тему жизни.
Блестящая игра Пола Дано и Дэниэла Рэдлиффа меня покорила. Я стала в разы больше уважать данных актеров. Фильм мне полюбился, но я снижаю балл за то, что порой я чувствовала дискомфорт от ряда сцен, да и все события и разговоры показались мне несколько динамичными. Если добавить минут 20 к фильму, то, наверное, я бы дала высший балл.
Второпях зовут отца:
«Тятя! тятя! наши сети
Притащили мертвеца».
«Врите, врите, бесенята,—
Заворчал на них отец; —
Ох, уж эти мне робята!
Будет вам ужо мертвец!
Суд наедет, отвечай-ка;
С ним я ввек не разберусь;
Делать нечего; хозяйка,
Дай кафтан: уж поплетусь...
Где ж мертвец?» — «Вон, тятя, э-вот!»
В самом деле, при реке,
Где разостлан мокрый невод,
Мертвый виден на песке.
Безобразно труп ужасный
Посинел и весь распух.
Горемыка ли несчастный
Погубил свой грешный дух,
Рыболов ли взят волнами,
Али хмельный молодец,
Аль ограбленный ворами
Недогадливый купец?
Мужику какое дело?
Озираясь, он спешит;
Он потопленное тело
В воду за ноги тащит,
И от берега крутого
Оттолкнул его веслом,
И мертвец вниз поплыл снова
За могилой и крестом.
Долго мертвый меж волнами
Плыл качаясь, как живой;
Проводив его глазами,
Наш мужик пошел домой.
«Вы, щенки! за мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу».
В ночь погода зашумела,
Взволновалася река,
Уж лучина догорела
В дымной хате мужика,
Дети спят, хозяйка дремлет,
На полатях муж лежит,
Буря воет; вдруг он внемлет:
Кто-то там в окно стучит.
«Кто там?» — «Эй, впусти, хозяин!» —
«Ну, какая там беда?
Что ты ночью бродишь, Каин?
Черт занес тебя сюда;
Где возиться мне с тобою?
Дома тесно и темно».
И ленивою рукою
Подымает он окно.
Из-за туч луна катится —
Что же? голый перед ним:
С бороды вода струится,
Взор открыт и недвижим,
Все в нем страшно онемело,
Опустились руки вниз,
И в распухнувшее тело
Раки черные впились.
И мужик окно захлопнул:
Гостя голого узнав,
Так и обмер: «Чтоб ты лопнул!»
Прошептал он, задрожав.
Страшно мысли в нем мешались,
Трясся ночь он напролет,
И до утра всё стучались
Под окном и у ворот.
Есть в народе слух ужасный:
Говорят, что каждый год
С той поры мужик несчастный
В день урочный гостя ждет;
Уж с утра погода злится,
Ночью буря настает,
И утопленник стучится
Под окном и у ворот.
А. С. Пушкин
Тож арт хаус однако...