Рассказ Леонида Андреева "Кусака" Не работает
В лице прекрасного произведения русского писателя Леонида Андреева "Кусака" школьный курс литературы может расписаться в своей бесполезности. Так же, как и в лице многих других прекрасных произведений, отзывы на которые планирую написать.
И не только современный школьный курс литературы, изнасилованный модернизацией. Я с Кусакой познакомилась еще сама будучи ученицей, а было это еще в для кого-то светлое советское время.
Сейчас дети Кусаку читают в седьмом классе. Великолепное сильное произведение о любви, единственно верной и правильной - о любви ко всему живому, об ответственности человека за тех, кого приручил.
Кусака - бездомная собака без имени. Ее вина в несчастной несложившейся собачьей жизни, вероятно в том, что появилась на свет в этот мир, где человек человеку, человек животному, человек растению враг. Вина в том, что не сдохла, а умудрялась выживать, не принадлежа, не по своей вине, никому, но всегда желая иметь хозяина. Кусака была абсолютно одинока, от теплых изб зимой ее отгоняли даже условные собратья - дворовые собаки, такие же голодные, как она, но но гордые и сильные своей принадлежностью к дому.
Когда несчастное животное с врожденной потребностью служить человеку, гонимая голодом или инстинктивной потребностью в общении, показывалось на улице - дети закидывали ее камнями и палками, а взрослые улюлюкали и свистели.
Только один раз Кусаку пожалел и приласкал пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака (Андреев мастерски развенчивает кажущуюся доброту пьянчуг). Пока Кусака маленькими шажками приближалась к своему возможному счастью - человеческой любви и ласке, настроение алкаша резко переменилось, и он ткнул в бок доверившейся ему и подставившей живот собаки.
Кусака завизжала больше от неожиданности и с тех пор не доверяла людям.
Что происходи с собакой потом? Она служит человеку. Бескорыстно служит неизвестному человеку - охраняет дачу, на которой нет сторожа.
Когда весной приехали дачники, взрослые и дети, первое, что сделала Кусака - оторвала кусок платья у хорошенькой девушки. А ночью пришла и улеглась на свое место под террасой - ревниво сторожить спавших, беспомощных и нестрашных людей.
Постепенно Кусака стала доверять людям, открылась их доброте и ласке, но в голосе рассказчика продолжают звучать трагические ноты: "она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара".
Андреев показывает нам такое простое и казалось бы доступное собачье счастье: имя, принадлежность людям и служба им.
Но счастье было недолгим, Андреев остается верен себе, не рисуя читателю призрачный и радостный мир, где все заканчивается хорошо. Люди наигрались с Кусакой и уезжали домой, куда не брали с собой дворняжку, тем более, что там, в городе, им предлагали породистого щеночка. Единственно, что смогла сделать та самая девушка, Леля, первая знакомая Кусаки, - сказать "жалко", даже не заплакав.
К трагическому концу автор ведет нас методично - сначала деревенский дурачок, над которым издеваются у трактира, потом сравнение вида солнца с неизлечимой болезнью (вероятно, другого мы и не заслужили), скучающая от жизни и безделья Леля.
Ночью, наступление которой, одинокой и несчастной, осознала собака, она завыла. Ровно, настойчиво и безнадежно спокойно.
Мы же не переживаем из-за одиночества белок, которые живут в лесу и летом в жарищу и зимой в жуткие морозы.
Да и собаки, как мне кажется, иначе чувствуют, чем одинокие люди.
А может это я себя успокаиваю, что бы не разрывалось сердце от несправедливости и тоски, проходя мимо городских диких кошек и собак.
всё же, одомашнивая животных, а потом выкидывая их на улицу, мы совершаем реальную жестокость и предательство.
Люда, не очень хочется, а придется!