Войти под "ВКонтакте"
Войти под "Одноклассники"
Войти под "Mail.ru"
Войти под "Facebook"
Поделиться
 
Смотрели: 2
+ Добавить отзыв
Отзывы

В поисках радости

Комедия талантливейшего Виктора Розова «В поисках радости», ее основой стал фильм «Шумный день», снятый Георгием Натансоном и Анатолием Эфросом. Трепетно люблю этот фильм с самой моей юности. Испытываю потребность его периодически пересматривать. Есть в нем что-то такое, что не оставляет равнодушным, цепляет каждый раз, хотя и смотришь неоднократно. Дело, наверное, в особом настроении фильма, актуальности темы, которая там поднята. Мещанство и духовное начало, накопительная страсть и радости сердца, корысть и умение прощать, потеря главных человеческих качеств и умение сохранить то прекрасное начало, что привито семьей, в частности, матерью.
В центре картины молодой совсем паренек, 16-лет отроду, его играет Олег Табаков, примечательно, что и героя фильма зовут Олегом. И это как бы помогает зрителю слить их воедино, уверенно думать и принимать актера как героя, и наоборот. Он молод, идеалист, мечтатель, поэт, он видит мир в лучшем его проявлении, вместе с тем Олег Савин вовсе не наивен, он может сказать в глаза со всей свойственной его натуре все, что думает о человеке, то, что вызывает в нем возмущение и неправду. Дивно хорош герой, естественен в своих порывах, в своей эмоциональности, в своем желании идти по дороге жизни и искать правду, чего бы это ему не стоило. Ему в противовес в семье жена старшего брата, определенно возникает конфликт не только на почве случайно испорченной Олегом вещи, которая приобретена невесткой Леночкой, нет, тут куда глубже разногласия, и они не только между нею, превосходная, на мой взгляд, работа актрисы Лидии Толмачевой, но и между всей семьей. Леночка, это очевидно, с самого начала, человек из другого теста. Ее интересы совсем в иной жизненной плоскости. Любопытный момент, что эта Леночка по своей натуре удивительно мне напоминает Таню из фильма «Разные судьбы», тем же эгоизмом, корыстолюбием, духовной глухотой и хитростью, она не чурается и актерского мастерства, лишь бы получить свое. Задумалась: в «Разных судьбах» герой Федя, влюбляющийся в Таню и ставший ее жертвой, всегда мне симпатичен, я его уважаю и жалею, а здесь – муж Леночки, по удивительной случайности тоже Федор, старший брат Олега, мне жертвой не видится, скорее, человеком, который потерял свою волю, изменил чему-то очень важному, хотя он и страдает, ощущая, как изменилась его жизнь, он сам, но не хочет понять, отчего, и как поступить верно? Хотя и пытается. И все же идет за Леночкой как агнец на заклание. Вдруг вспомнился старый-старый плакат, который я видела на работе, он сохранился еще с советских времен: «Ведь потребительская страсть способна душу обокрасть». Я не призываю совсем отказаться от материальных благ, мы не аскеты, но ставить их выше человека, выше духовных ценностей – беда. Потеря в итоге важного, душевного, доброго.
Очень люблю в этом фильме Валентину Сперантову, сыгравшую роль матери Федора и Олега. Ведь благодаря именно ей, семья из четырех детей, была такой сплоченной, понимающей друг друга, с правильным нравственным началом, до появления молоденькой «хищницы» Леночки. Дело не в конфликте свекрови и невестки, отнюдь, совсем здесь иное. Клавдия Васильевна как раз больше уступает невестке, сдерживая себя. Она лишь пытается напомнить сыну то, от чего он ушел, почему перемены такие разительные в нем и почему ему так плохо от них. А Федор слепо-уверенно говорит о своей великой любви к Леночке, что именно любовью можно оправдать все и вся. Это не правда, такая любовь унизительна и порой даже разрушает. Как мудро говорит героиня Валентины Сперантовой: «Жена должна в первую очередь заботиться о человеческом достоинстве мужа».
Думала вот о чем, когда смотрела фильм: мужчину дважды в жизни формирует женщина. Так основательно формирует, дает ему главные ориентиры. Это мама, когда растит мальчика, прививает ему ценности, формирует черты характера, дает путевку в жизнь именно как будущему мужчине. Второе формирование осуществляет жена. Она, если правильно и должным образом ориентирована, то помогает стать ему настоящей личностью, прекрасным представителем сильной половины человечества. Но в жизни происходит по-разному, порой влияние матери оказывается губительным, мужчина не становится личностью, не происходит взросления, тогда невестке приходится тяжело, поскольку она, попадая в подобную семью, видит и осознает разницу между ее миром и ценностями, царящими здесь. Бывает и так, как в фильме. Федор попадает под влияние жены, меняясь в худшую сторону, становясь обывателем и мещанином. И тогда тоже происходит конфликт, пусть на уровне отдельно взятой семьи, но, сколько же таких раздоров и не понимания в жизни. На общем фоне. Фильм, как мне кажется, актуален и сегодня, мы, конечно, во многом стали другими, ценности у нас тоже сместились, но я уверена, что порядочность, доброта, отзывчивость, умение прощать, любить искренне, но без потери себя, сердечный ум – будут актуальны всегда. Особенно у нас, у русских. Душа наша ищет радости, радости в том, чем живем, чем дышим. И мы готовы бороться за наши идеалы, не отступать, если надо. Прекрасное стихотворение читает в самом финале фильма Олег Савин, оно как бы подводит нас к тому, ради чего рассказана вся эта история:
«Как будто в начале дороги
Стою, отправляясь в путь.
Крепче несите, ноги,
Не дайте с дороги свернуть!
Я знаю: тропинки бывают,
Ведущие в тихий уют,
Где гадины гнёзда свивают,
Где жалкие твари живут.
Но нет мне туда дороги,
Пути в эти заросли — нет.
Крепче несите, ноги,
В мир недобытых побед!»

Рассказала далеко не обо всех героях фильма, лишь о главных. О теме, которая лейтмотивом проходит через историю. Однако, поверьте, стоит потратить время, чтобы посмотреть этот фильм, посмотреть и полюбить.

Рейтинг:
показать все комментарии (6)
Yulia Chukavina 155 5184
Кот Матроскин он.)))
Yulia Chukavina 155 5184
Конечно права, я не спорю!))
Ледовская Марина 79 2616
Спасибо большое, Леночка, за теплые слова!
Я нашел ошибку!