Повесть Куприна Яма Сочинение на незаданную тему
Александр Иванович Куприн - мой любимый русский писатель . Раздумывая о том, почему он, могу предположить несколько причин.
Первая причина - его в школе и в работе учителем не было слишком много, произведения, представленные в школьной программе, были небольшими по объему, что позволяло качественно прочитать их, осмыслить, полюбить.
Вторая причина - это Человек в его произведениях. Вслед за великим Пушкиным Куприн призывал во мне милость к падшим, - несчастным, одиноким, обиженным, а, часто, и самим обижающим, но вызывающим жалость, сочувствие, сострадание.
Повесть "Яма", конечно, не школьная программа, хотя посвящена Куприным в эпиграфе матерям и юношеству. За юношество не скажу, а вот матерям, наверное, стоило бы. Чтобы понять, уберечь, не допустить, ценить.
О нестандартном содержании повести Яма Куприн говорит сам в том же эпиграфе - безнравственное и неприличное. Но гений автора понимал - чтобы научиться отличать добро от зла, красоту от безобразия, нравственное от безнравственного, приличное от неприличного, нужны не только положительные примеры, но и отрицательные.
В центре повествования - жизнь публичного дома в Ямской слободе, Яме, второстепенного двухрублевого заведения, владелицей которого является Анна Марковна.
Куприн безошибочно и талантливо определяет предмет описания и тот кошмар, что сотворила с ним человеческая похоть - бесцельное совершение самого великого и прекрасного из мировых таинств - таинства зарождения новой жизни. Сюжетных линий, переплетающихся судеб в повести Яма много, каждый персонаж значим, каждый довершает картину глубины человеческого грехопадения и печального конца, каждый создан для того, чтобы научить чему-то читателя.
Автор не встает ни на чью сторону. Безжалостно описывает их, обе стороны, совершающие грехопадение - полуразрушенные, слюнявые старцы; мальчики, почти дети; бородатые отцы семейств; молодожены; женихи; почтенные профессоры; воры; убийцы; либеральные адвокаты; строгие блюстители нравственности педагоги; передовые писатели... И оберегательницы семейной чести - четыреста глупых, ленивых, истеричных, бесплодных женщин, промышляющих в Ямской слободе. Через своих героев Куприн учит нас отделять зерна от плевел, лицемерие от искренности. Учит быть готовым к обману и предательству - к сожалению, все еще востребованные категории в нашем мире.
Как истинный мастер и знаток человеческих душ, он вызывает у меня, читателя, симпатию к героям (не ко всем, конечно же) - Маленькая Манька, Зоя, конечно же Женя и Тамара; к группе студентов, приват-доценту и репортеру... И в то же время отвращение и неприятие - никто никого не заставлял, сами, осознанно пошли на грех - одни покупать, другие продавать. Так и читаешь, любя и ненавидя.
О чем пишет Куприн в повести Яма? Об обществе и человеке. Общество лицемерно, вынуждает человека подстроиться под свои ложные законы, манеры. И человек подстраивается под него, при этом не имея сил и возможности бороться со своей истинной природой (вот оно - посвящение матерям, ведь больше некому позаботиться о внутреннем мире ребенка, о формировании в нем личностного стержня; увлеклись ориентацией на общественное - получите: сначала ребенок будет усмирять свою природу, делать "как принято", а потом эта природа возьмет верх и выплеснется нечеловеческими поступками), которая начинает к вечером овладевать его телом, так как в душе нет ресурсов противостоять инстинктивной чувственности, вынужденной спать в условиях "приличного" общества.
Именно стремление рассказать правду об обществе и человеке приводит мысль и перо писателя в публичный дом как олицетворение страшной, обнаженной правды - "нет ни одной стороны человеческой жизни, где бы основная, главная правда сияла с такой чудовищной, безобразной, голой яркостью, без всякой тени человеческого лганья и самообеления" .
Куприн, великолепно владея великим даром - словом, хочет нас уберечь от ошибок, подсказывает, ради чего человек рожден - "для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он - бог, для широкой, свободной, ничем не стесненной любви ко всему: к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с ее блаженным материнством, с ее утрами и ночами, с ее прекрасными ежедневными чудесами". Но всех героев ждет печальный конец, потому что "человек так изолгался, испопрошайничался и унизился", что не смог найти в себе ресурсов для радости, творчества и любви. Любви ко всему, которая никогда не позволит использовать другого человека в своих интересах. Ни в каких.
показать все комментарии (102)
+2
иногда думаю, что все они там не случайно очутились, да и не вырвались тоже не случайно...
+2
Ну да, у хорошего писателя никогда ничего не бывает случайно
+2
Особенно у того, кто с такой любовью умеет описывать людей... любых, даже злодеев!