"...точно Любви некуда идти..."
Закончила чтение книги. Она не из тех, что обладают свойством "перевернуть внутренний мир", но что-то не дает мне просто отложить ее в сторону и поставить точку. Недоумение, противоречивые чувства, непонятный (неприятный?) осадок, желание разрыдаться, и, одновременно, ощущение бессмысленности сего действия, ведь измененить историю жизни невозможно... Жаль, что у меня нет филологического образования, я бы все разложила по полочкам...
Сама Книга детства - дневники дочери Марины Цветаевой с 2019 по 2021 год, пять тетрадок детства, с 6 до 8 лет, записанных ей собственноручно (и в редких исключениях - Мариной под диктовку Ариадны (кратко - Али). Идея ведения таких записей принадлежит Марине: приучить ребенка к правильному письму, самодисциплине (в день две страницы рукописного текста (!)). Но кроме этого, есть и другая, скрытая цель: ясный, незамутненный и непосредственный взгляд ребенка, явно обладающего способностями, до безумия любящего свою мать, должен был освещать и сохранить и ее, Маринин, путь. Незаписанная жизнь исчезает бесследно, а посему
"Пишите, пишите больше!... Не презирайте "внешнего"! Цвет ваших глаз так же важен, как и их выражение; обивка дивана - не менее слов, на нем сказанных!...Нет ничего неважного!..все это будет телом вашей оставленной в огромном мире бедной, бедной души!"
Путь величайшей, гениальнейшей поэтессы, творчеством которой я восхищалась и продолжаю восхищаться. Путь безалаберной матери...
Ариадна растет как личность и как писатель от тетрадки к тетрадке. И если, начав читать книгу, я поймала себя на мысли о некоторой психической неадекватности ребенка (видения, галлюцинации, станные "шизоидные" выражения): "Она спала, но над нею что-то стояло на задних лапах. Я всмотрелась и увидала черного духа - в шерсти, с голым хвостом...Я не думаю, чтобы это было видение. Это был мамин Хранитель", то позже я поняла, что Аля старается подражать манере своей матери, ее витиеватость и депрессивность - вовсе не ее, не детское, наносное и заимствованное, поэтому такое пугающее, настораживающее. Аля старается соответствовать планке, поставленной для нее Мариной, ее ожиданиям. Позже, страница за страницей раскрывает мир интересного, явно одаренного ребенка, впечатлительного, с развитым образным мышлением "Музыку не сочинили, не придумали. Она сама пришла с неба к людям. Я знаю это потому, что в ней всегда слышится что-то Божественное...", Аля наблюдательна, с развитыми аналитическими способностями, широким кругозором. Огромная заслуга Марины Цветаевой в знакомстве Ариадны с классикой, качественной детской литературой, музыкой.
Огромная, всепоглащающая любовь ребенка к своей матери, ощущаемая ей как "игра в одни ворота", выливается то в обожание и преклонение, то в обиду, в конечном итоге, в любовь, наполненную тихим смирением, и иногда кажется, что Аля превращается в мать для своей Марины.
"Моя Мать очень странная. Моя Мать совсем не похожа на мать. Матери обыкновенно рады, что у них есть ребенок. Они восхищаются всеми егго движениями. А моя мать почти не любит маленьких детей..." Это при том, что Ариадна знает, что Марина прочитывает ее дневник, правит орфографию, заставляет делать работу над ошибками, а то и зачитывает дневники своим друзьям, не без основания считающих девочку достойной внимания. Что это, если не крик и жалание достучаться, зацепить, обратить внимание?
Марина требует доказательства любви от дочери (?!!): "Я записывала что-то в тетрадке. Вдруг услыхала голос Марины: "Аля, Аля, иди сюда скорей". Я иду к ней и вижу - на кухонной тряпке лежал мокрый червяк... Она мне сказала:"Аля, если ты меня любишь, то должна поднять червя". Я говорю "Я же Вас люблю душой". А Марина говорит: "Докажи это на деле"..."
Несмотря на серьезный для барышни возраст (6-8 лет), Аля все еще "делает в панталоны". Психологи сказали бы сейчас "плачет...низом", наверное, ощущая (как и я при чтении книги)) бессмысленность другого своего плача, плача обыкновенного маленького ребенка - мать не изменить, не заставить стать теплее, ближе. "Снег идет от любви и печали к холодному Миру..." А Марина божественна, далека и величественна в глазах своего маленького ребенка.
Жутко отречение матери от своих дочек (кроме Али была еще и маленькая Ирина, упоминаемая в первых тетрадках и нигде - после 1920). Не могу ни осуждать, ни понять поступка - я не жила в это время. Возможно, голод, возможно, страх, депрессия, одиночество, не знаю что еще(!!!) может заставить мать двоих своих девочек определить их в Кунцевский приют, назвавшись их тетей - для меня - отречься от них. Маленькой Ирине было два с половиной года - она не могла толком ухаживать еще за собой, поэтому воспитатели в приюте к Ирине относились очень плохо. И Алю раздражал постоянный капризный Иринин плач и грязные штанишки, это отвлекало ее от постоянных дум о своей Марине. "Все дни Ирины проходили в реве и ное: "Ай дуду дуду". Я очень редко могла избавиться от Ирины, хотя бы на секунду...И со всех сторон на Ирину неслись ругательства, и никто ее не любил..." И тут же о Марине: "Милая Марина,я первая, кто стоит за Вас...Когда Вы радуетесь, это самое лучшее для меня. Будь Вы в монастыре или на воле, я все равно останусь Вашей. Солнышко мое". Марина навещала их, навряд ли часто, но после нескольких месяцев в приюте Ариадна попадает в тяжелом состоянии в больницу, а Ирина... умирает. Где, скажите мне, в великом поэте спряталась Мать, может быть заснула в то время, как ее девочки нуждалось не столько в еде, сколько в ее внимании, забоде, уходе и тепле родного тела рядом ?????
И не заразно ли это такое отношение, ведь нигде в дневниках Али, ведущихся регулярно, после Кунцевского приюта про Ирину нет ни строчки...А ведь Аля пишет про себя "Я жалею все происходящее. Жалею последний день Старого года, жалею последние дни своих старых истрепанных 6,7,8 лет..."
С Мариной Цветаевой мы родились в один день, мои друзья, увлекающиеся ее творчеством, ее поэзией, всегда отмечают наше внешнее сходство. К сожалению или счастью, я совсем не пишу стихи... Что чувствуют мои дети в общении со мной, какая книга детства была бы написана их руками?
Совсем не безоблачная Книга детства маленькой Али поднимает столько недетских вопросов...
Закончила чтение книги. Она не из тех, что обладают свойством "перевернуть внутренний мир", но что-то не дает мне просто отложить ее в сторону и поставить точку. Недоумение, противоречивые чувства, непонятный (неприятный?) осадок, желание разрыдаться, и, одновременно, ощущение бессмысленности сего действия, ведь измененить историю жизни невозможно... Жаль, что у меня нет филологического образования, я бы все разложила по полочкам...
Сама Книга детства - дневники дочери Марины Цветаевой с 2019 по 2021 год, пять тетрадок детства, с 6 до 8 лет, записанных ей собственноручно (и в редких исключениях - Мариной под диктовку Ариадны (кратко - Али). Идея ведения таких записей принадлежит Марине: приучить ребенка к правильному письму, самодисциплине (в день две страницы рукописного текста (!)). Но кроме этого, есть и другая, скрытая цель: ясный, незамутненный и непосредственный взгляд ребенка, явно обладающего способностями, до безумия любящего свою мать, должен был освещать и сохранить и ее, Маринин, путь. Незаписанная жизнь исчезает бесследно, а посему
"Пишите, пишите больше!... Не презирайте "внешнего"! Цвет ваших глаз так же важен, как и их выражение; обивка дивана - не менее слов, на нем сказанных!...Нет ничего неважного!..все это будет телом вашей оставленной в огромном мире бедной, бедной души!"
Путь величайшей, гениальнейшей поэтессы, творчеством которой я восхищалась и продолжаю восхищаться. Путь безалаберной матери...
Ариадна растет как личность и как писатель от тетрадки к тетрадке. И если, начав читать книгу, я поймала себя на мысли о некоторой психической неадекватности ребенка (видения, галлюцинации, станные "шизоидные" выражения): "Она спала, но над нею что-то стояло на задних лапах. Я всмотрелась и увидала черного духа - в шерсти, с голым хвостом...Я не думаю, чтобы это было видение. Это был мамин Хранитель", то позже я поняла, что Аля старается подражать манере своей матери, ее витиеватость и депрессивность - вовсе не ее, не детское, наносное и заимствованное, поэтому такое пугающее, настораживающее. Аля старается соответствовать планке, поставленной для нее Мариной, ее ожиданиям. Позже, страница за страницей раскрывает мир интересного, явно одаренного ребенка, впечатлительного, с развитым образным мышлением "Музыку не сочинили, не придумали. Она сама пришла с неба к людям. Я знаю это потому, что в ней всегда слышится что-то Божественное...", Аля наблюдательна, с развитыми аналитическими способностями, широким кругозором. Огромная заслуга Марины Цветаевой в знакомстве Ариадны с классикой, качественной детской литературой, музыкой.
Огромная, всепоглащающая любовь ребенка к своей матери, ощущаемая ей как "игра в одни ворота", выливается то в обожание и преклонение, то в обиду, в конечном итоге, в любовь, наполненную тихим смирением, и иногда кажется, что Аля превращается в мать для своей Марины.
"Моя Мать очень странная. Моя Мать совсем не похожа на мать. Матери обыкновенно рады, что у них есть ребенок. Они восхищаются всеми егго движениями. А моя мать почти не любит маленьких детей..." Это при том, что Ариадна знает, что Марина прочитывает ее дневник, правит орфографию, заставляет делать работу над ошибками, а то и зачитывает дневники своим друзьям, не без основания считающих девочку достойной внимания. Что это, если не крик и жалание достучаться, зацепить, обратить внимание?
Марина требует доказательства любви от дочери (?!!): "Я записывала что-то в тетрадке. Вдруг услыхала голос Марины: "Аля, Аля, иди сюда скорей". Я иду к ней и вижу - на кухонной тряпке лежал мокрый червяк... Она мне сказала:"Аля, если ты меня любишь, то должна поднять червя". Я говорю "Я же Вас люблю душой". А Марина говорит: "Докажи это на деле"..."
Несмотря на серьезный для барышни возраст (6-8 лет), Аля все еще "делает в панталоны". Психологи сказали бы сейчас "плачет...низом", наверное, ощущая (как и я при чтении книги)) бессмысленность другого своего плача, плача обыкновенного маленького ребенка - мать не изменить, не заставить стать теплее, ближе. "Снег идет от любви и печали к холодному Миру..." А Марина божественна, далека и величественна в глазах своего маленького ребенка.
Жутко отречение матери от своих дочек (кроме Али была еще и маленькая Ирина, упоминаемая в первых тетрадках и нигде - после 1920). Не могу ни осуждать, ни понять поступка - я не жила в это время. Возможно, голод, возможно, страх, депрессия, одиночество, не знаю что еще(!!!) может заставить мать двоих своих девочек определить их в Кунцевский приют, назвавшись их тетей - для меня - отречься от них. Маленькой Ирине было два с половиной года - она не могла толком ухаживать еще за собой, поэтому воспитатели в приюте к Ирине относились очень плохо. И Алю раздражал постоянный капризный Иринин плач и грязные штанишки, это отвлекало ее от постоянных дум о своей Марине. "Все дни Ирины проходили в реве и ное: "Ай дуду дуду". Я очень редко могла избавиться от Ирины, хотя бы на секунду...И со всех сторон на Ирину неслись ругательства, и никто ее не любил..." И тут же о Марине: "Милая Марина,я первая, кто стоит за Вас...Когда Вы радуетесь, это самое лучшее для меня. Будь Вы в монастыре или на воле, я все равно останусь Вашей. Солнышко мое". Марина навещала их, навряд ли часто, но после нескольких месяцев в приюте Ариадна попадает в тяжелом состоянии в больницу, а Ирина... умирает. Где, скажите мне, в великом поэте спряталась Мать, может быть заснула в то время, как ее девочки нуждалось не столько в еде, сколько в ее внимании, забоде, уходе и тепле родного тела рядом ?????
И не заразно ли это такое отношение, ведь нигде в дневниках Али, ведущихся регулярно, после Кунцевского приюта про Ирину нет ни строчки...А ведь Аля пишет про себя "Я жалею все происходящее. Жалею последний день Старого года, жалею последние дни своих старых истрепанных 6,7,8 лет..."
С Мариной Цветаевой мы родились в один день, мои друзья, увлекающиеся ее творчеством, ее поэзией, всегда отмечают наше внешнее сходство. К сожалению или счастью, я совсем не пишу стихи... Что чувствуют мои дети в общении со мной, какая книга детства была бы написана их руками?
Совсем не безоблачная Книга детства маленькой Али поднимает столько недетских вопросов...
Наташа, а зачем Вам филологическое образование?! :)) Отзыв прекрасный!