Современные философы и писатели видят прогресс человечества лишь в сфере научно-технического прогресса, но как показывают реалии жизни, НТР не делает человека счастливее и не ликвидирует насущные проблемы. Ганди же в своем творчестве делал ударение на том, что прогресс человечества это прогресс отдельных людей, а прогресс одного человека – это духовное самосовершенствование по принципу ахимсы – любви и не причинения вреда всему живому. Поэтому каждый человек должен совершенствоваться морально: уметь прощать, помогать ближнему, довольствоваться минимум материальных благ. Таким образом, Ганди был одним из первых, кто высказался за антипотребительство, за простой образ жизни, снижение уровня индустриализации, «примирение человека с природой".
Если современное общество возьмёт на вооружение эти идеи, то снизиться ресурсная нагрузка на планете, уменьшиться вероятность развития финансовых кризисов, появится возможность более справедливого распределения доходов. А, значит, исчезнут социальная напряжённость, поводы для вооружённых столкновений, улучшится качество жизни миллионов людей.
Немаловажно в произведениях Ганди и то, что он уравнивал все религии и призывал их к диалогу, тем самым, упраздняя корни для религиозных конфликтов. Универсальная религия должна объединить мир: «Эта основа, является верой в установленное моральное руководство вселенной... Эта религия превосходит и индуизм, и ислам, и христианство и т. п. Она не заменяет их, но, находясь в полной гармонии с ними, дает им право на существование» - писал Ганди.
Истинную красоту и гармонию Ганди видел не только в природе, но и в честном человеческом труде, исключающем эксплуатацию, хитрость, иждивенчество, включая узаконенные формы финансовой эксплуатации и пр. Таким образом, человек в этой философии «служит всем», исключается всякое социальное неравенство, рабство, несправедливость.
Это также очень актуально, ведь обыватель современного мира стремиться «заняться бизнесом», «стать миллиардером», преуспеть в спекуляциях, а не просто трудится с удовольствием для себя и с пользой для общества. Эта философия псевдоуспеха, тесно связанно с философией потребления и очень часто лишает человека самых простых радостей жизни, заставляя все время отдавать ненужным занятиям и терпеть поражение.
Ганди же напоминает, мораль начинается с совести отдельного индивида, а отдельный индивид – это часть жизни Бога, создавшего этот мир. Поэтому люди должны осознать присутствие Бога в их жизни, как Истины и Правды, как общей морали и начать вести размеренный простой образ жизни, где труд чередовался бы с духовным самосовершенствованием, самообразованием. При этом сам человек сможет оставаться скромным, любящим, умиротворённым, правдивым, бесстрашным действуя лишь по зову свободной воли. Ведь от рождения каждый из нас содержит в себе добро и зло, первое следует развивать, второе – искоренять. Сам Ганди один день недели уделял молчанию, чтению и получению новых знаний. Он собственноручно ткал ткани и шил себе одежду, максимально упрощал свой быт, чего требовал и от своих последователей. Если же человек и достиг богатства, то, по его мнению, он должен не забывать о бедняках.
Однако, мыслитель видел и признавал, что не все люди захотят идти путем добра. В обществе очень много зла и несправедливости, но бороться с ним лидер и философ призывал без применения насилия – путем сатьяграхи. Сатьяграха включает акции гражданского неповиновения, прекращение сотрудничества, в том числе торгово-экономического, бойкот и протест. Эта идея Ганди не является сугубо теоретической, она была использована его народом неоднократно на практике, благодаря чему Индия обрела независимость. Современное человечество должно понять, что гонка вооружений, особенно ядерная, милитаризация, эскалации конфликтов, централизация власти и злоупотребление ею ведут человечество к саморазрушению, поэтому насилие и несправедливость должны быть искоренены. Прежде всего, в ход
должны идти ненасильственные методы борьбы, как гуманные и эффективные способы борьбы со злом. Высшим проявлением этой философии является принцип сатьяграха ашраму – разумного служения родине. Это очень важно понять, ведь многие «патриоты» считают, что любовь к родине может сочетаться с ненавистью к другим народам, а насилие – неотъемлемая часть укрепления отечества. Внутри же любой страны люди не могут быть равны по своим способностям, но должны быть равным по правам и экономическим возможностям. А руководить должны лишь честные, умные политики.
Однако, навязывать людям свои идеи законодательно Ганди не считал нужным, он полагал, что главный двигатель общества – это совесть, мораль. Для развития же морали в обществе должны быть очень хорошо развиты система воспитания и образования, как залог будущего благополучия.
Очень рекомендую всего его книги. Читайте, что только найдете и где найдете!