Сегодня обувная фирма «Юничел» — крупнейшее российское предприятие легкой промышленности, которое объединяет три обувные фабрики в Челябинске, Оренбурге и Златоусте. Ежегодно с конвейеров «Юничел» сходит порядка 3 миллионов пар кожаной обуви высокого качества. Фирменная торговая сеть насчитывает 500 магазинов, расположенных в 200 городах России и Казахстана. На предприятии трудится 2 400 человек.
Начиналось все с малого. В 1932 году в Челябинске на основании приказа Управления Областной Конторы «Кожснабсбыта» в районе ЧТЗ, в бараке №2, была организована Челябинская сапожно-пошивочная мастерская № 4 индивидуального пошива и ремонта обуви ручным способом.
Небольшой штат в шестнадцать человек успевал за рабочий день стачать не больше десяти пар сапог. Заготовочный участок был оснащён одной единственной швейной машиной «Зингер». Обувь шилась вручную из текстиля и брезента с применением деревянных подошв. Мизерная мощность ручного производства едва ли могла удовлетворять потребности жителей промышленного города. А задача перед мастерской стояла глобальная: «Обуть трудовые кадры поднимающихся заводов-гигантов».
Мощный импульс к развитию фабрика получила в военное время, когда необходимо было обувать советскую армию. Во время Великой Отечественной войны, затяжной, кровопролитной, возникла крайняя необходимость срочно эвакуировать промышленные предприятия, имущество тысяч колхозов и совхозов, создать на Востоке мощную экономическую базу страны.
Так, в ноябре 1941 года в Челябинск была эвакуирована Харьковская обувная фабрика, переименованная в последствие в Челябинскую обувную фабрику № 1 модельной обуви. До конца войны фабрика выпускала обувь для фронта, а также брезентовую обувь и чувяки. Численность сотрудников на тот момент составляла 120-150 человек.
Челябинская обувная фабрика Юничел — 1992 год
В 1957 году приказом Областного Управления Легкой Промышленности Челябинские обувные фабрики №2 и №3 были объединены в одну. А еще через три года — в 1960 году Совнархоз постановил объединить обувные фабрики №1 и №2, на базе которых и была организована Челябинская обувная фабрика.
Объединенные производственные мощности и опыт квалифицированных кадров принес свои результаты. Значительно выросли объемы производства: в 1960 году фабрика выпустила уже 900 тысяч пар обуви. Численность рабочих, ИТР и служащих в эти годы составляла 881 человек.
Ассортимент был представлен как обувью ручного производства, так и конвейерной сборки.
Модельные туфли, от начала до конца собранные опытнейшими мастерами сапожного дела из качественных материалов, были зачислены в разряд остродефицитных товаров.
Трудоемкое ручное производство никак не поспевало за все возрастающим спросом на качественный товар. Очередь на каждую пару была расписана задолго до того, как она поступала в продажу. Обувь стала конкурентоспособной и вполне могла соответствовать международным стандартам.
Магазин обуви «Юничел» №1
В 1968 году было сдано в эксплуатацию новое здание фабрики в северо-западной части города.
Здесь головное предприятие «Юничел» находится и по сей день. Выпуск обуви к тому времени уже подрос до полутора миллионов пар в год. Численность сотрудников предприятия — 1034 человека.
Тогда же в 1968 году произошло новое структурное преобразование: было организовано Челябинское производственное объединение, соединившее специализированные обувные предприятия в Челябинске, Магнитогорске, Троицке, Златоусте и Кыштыме.
На базе объединения начинают действовать вспомогательные структуры — научно-исследовательский институт и Дом моделей обуви, открывшийся в 1977 году.
Подобных моделирующих центров по всей стране было всего четыре — в Москве, Ленинграде, Челябинске и Ростове-на-Дону.
Испытательная лаборатория при фабрике обуви «Юничел».
Аппарат для проверки эластичности кожи
В 1981 году за профессиональные победы и достигнутые успехи предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени.
С 16 сентября 1992 года объединение переименовано в «Обувная фирма «Юничел». «Юнион» — в переводе с английского – «союз», «Чел» — сокращение от названия города – Челябинск. В этом же году подписан договор о приватизации предприятия и создании на его основе акционерного общества закрытого типа.
Середина 90-х для всего коллектива «Юничел» стала настоящим испытанием на прочность. Когда началась перестройка, предприятия легкой промышленности одно за другим стали распадаться и закрываться.
В это трудное время фабрика выжила, хотя и сократила объемы производства.
Обнищание населения, многомесячные задержки заработных плат, распад крупных предприятий, забастовки рабочих – всё это неизбежно повлекло за собой резкое снижение покупательской способности населения, и, как следствие, объемов продаж. Они упали до 600 000 пар в год.
С 1999 года под руководством генерального директора Владимир Степанович Денисенконачалось возрождения производства. Дальнейшее развитие предприятия пошло по всем правилам рыночной экономики.
Изучение опыта мировых производителей в заграничных командировках, умение правильно его оценить и выбрать то, что необходимо для преодоления кризиса, помогли выстроить единственную верную стратегию развития предприятия.
Принципиально новую для России модель бизнеса – собственную фирменную торговую сеть, которая и по сей день является основным заказчиком фабрики и покупает до 90% ассортимента.
Проверка фурнитуры всегда производится нашими специалистами вручную
С этого момента «Юничел» стабильно растет. Ежегодно трудовой коллектив увеличивается на 200-300 человек. Каждый год производство прирастает новым потоком, а торговая сеть 2-3 десятками фирменных магазинов.
Начало 2000-х стало для «Юничел» периодом масштабных приобретений. В 2001 году фирма выкупила обанкротившееся кожевенно-обувное объединение в Оренбурге. В 2002 был приобретен контрольный пакет акций обанкротившейся обувной фабрики в Златоусте. На предприятиях произвели капитальный ремонт, закупили новейшее оборудование. На сегодняшний день оба предприятия безубыточны и рентабельны.
В феврале 2006 на фабрике внедрена чешская программная система CAD-Cobbler для конструирования и градирования деталей обуви. Новейшее оборудование позволило улучшить дизайн обуви, а также в кратчайшие сроки разрабатывать и внедрять технологически сложные модели.
Создан собственный цех по производству колодок, что позволяет быстро и качественно обновлять ассортимент.
Стратегия выживания и развития включила в себя три основных направления.
- Кардинальное улучшение ассортимента и постоянное его обновление в соответствие с меняющейся модой и растущими запросами потребителя.
- Вывод продукции на новый высокий уровень на базе нового самого прогрессивного немецкого и итальянского оборудования, технологий и материалов.
- Развитие фирменной торговли
Реализация всех этих направлений позволила создать условия для ежегодного значительного роста производства и сбыта продукции не менее 10-20% ежегодно.