Жизнь у нас нелегкая. Это факт. И легче вряд ли будет: не дают развиваться проклятые капиталисты, сами погрязли в коррупции, ухудшается экологическая обстановка, снегом завалило так, что чую, машину придется откапывать.
И во всём этом негативе, как луч света в темном царстве, национальное достояние о национальном достоянии - сериал Таинственная страсть по одноименному роману Василия Аксенова.
Василий Аксенов - очень хороший российский писатель, настоящий. Это факт. Это знает и признает каждый, кто учился у одного из самых удивительных преподавателей филфака ОГПУ - Игоря Вильямовича Савельзона. Любовь к Аксенову мне привил именно он. А Игорь Вильямович любовь к плохому привить не может.
То, что написал Аксенов, читать можно (с точки зрения доступности восприятия) и нужно (с точки зрения мыслей, взглядов, идей). А роман "Таинственная страсть" читать нужно обязательно. Потому что это роман о литературе, о том, кто, как и когда творит искусство слова.
В романе "Таинственная страсть" Аксёнов собирает вместе советских писателей одной эпохи, точнее, прообразами его героев, собранных вместе, становятся эти самые писатели, узнаваемые (по документальных свидетельствам и стилю) и неузнаваемые (Аксенов правомерно оставляет себе право художественного вымысла, поэтому его герои носят оригинальные имена и фамилии) одновременно.
Несмотря на ощутимые рамки, установленные внутри романа той эпохой, в которой разворачивается сюжет, читая "Таинственную страсть", ощущаешь молодецкий задор и радование жизнью. Молодецкий задор задается в том числе благодаря языку Аксенова: яркому, меткому, ироничному, цепкому: "ознобец шалил по коже", "тандем прискакал к опальному классику".
Читая Аксенова, чувствуешь себя золотоискателем, "поймавшим" богатую золотом жилу, настолько "вкусный" (не люблю это слово не по отношению к пище, но ничего другого подобрать не смогла) язык, настолько много в нем "крючков", за которые цепляется взгляд и не хочет идти дальше, останавливая внимание и давая насладиться:"Ваксон на минуту задумался о выражении «ничего». Ничего на Руси означает хорошо. В том смысле, что нет ничего плохого. Пока. Если что-нибудь происходит, это всегда плохо" , "Размеры шей у него зашифрованы от S до X, то есть от Суслова до Хрущева", "Все расступились, и он прошел к своему креслу, поддерживая аплодисменты, то есть аплодируя собравшимся производителям аплодисментов".
А как притягателен юмор! "С женщинами у Антоши были довольно сложные отношения, если можно так сказать о тотальной нехватке отношений. В оральном смысле, то есть на чтениях, он их возносил, но дальше редко продвигался. Но все-таки продвигался. Есть женщины, которые могут это подтвердить. Правда, большинство их, то есть две, из несовершеннолетних. Меньшинство же, их тоже две, мимолетные иностранки, отпечатки мгновений в стихах. В общем, Антоша не Дон Жуан, не Казанова и даже не Всеволод Большое Гнездо. Его женщина — это Эвтерпа. Хочешь быть поэтом, тащись за ней. Все его гормоны принадлежат Ей. То, что может остаться, будет роздано бабам. Если ничего не останется, гуляйте. Если ты считаешь, Фоска, что это вас, сударыня бальзаковского возраста, не касается, ошибаетесь. Вас касается в первую очередь. Если вы, ты, сейчас войдешь, он тут же начнет тебя раздевать и сразу проверит, осталось ли в нем гормонов после Эвтерпы. Будет — бери, не будет — так просто посидим в голом виде, почитаем стихи."
Роман Аксенова "Таинственная страсть" просто невозможно читать быстро! Да и не хочется. Потому что хочется продлить удовольствие. Как жалко, что всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Но на смену ему приходит новое хорошее. Например, фильм "Таинственная страсть". В нетерпении потираю глазки.