Чем мне лично близок В. И. Суриков и его творчество? Во - первых, он сибиряк, сибирский по своей сути художник. Он никогда не отрывался от своих красноярских корней. Во - вторых, он из исконного рода сибирских городовых казаков. В - третьих, это лучший русский художник художник писавший на исторические темы. Его большие полотна великолепны и потрясают своим реализмом и чувством времени.
Самая знаменитая его картина это конечно "Утро стрелецкой казни" которую Василий Иванович выставил в 1881 г. и которая сразу была куплена П. М Третьяковым. Осеннее хмурое утро, ещё только светает, мерцают свечи в руках у шести стрельцов (из 800) их сейчас повешают, одного увели и его свечка валяется на грязи Красной площади. Кто то в ужасе, а один стрелец яростным взглядом глядит на Петра, он не смирился с судьбой. А Пётр вон он, с лошади гневно глядит на своих заклятых врагов. Он помнит как на стрелецкие бердыши и копья бросали его родственников, воспитателя, дядьку боярина Матвеева, Петру тогда было 10 лет. Его гнев ещё сильнее от того что стрельцы противостоят его замыслам, от того что они умеют только бунтовать а на войне трусливы и небоеспособны. Это две непримиримых правды в действии.
А вот и другая картина "Меншиков в Берёзове" законченная в 1883 г. Одну из этих девушек имела все шансы стать императрицей выйдя замуж за мальчика - императора Петра II, но внезапная болезнь, интриги врагов, опала...
Под утро мирно спит столица,
сыта от снеди и вина.
И дочь твоя в императрицы
уже почти проведена.
А впереди - балы и войны,
курьеры, девки, атташе.
Но отчего-то беспокойно,
тоскливо как-то на душе.
Но вроде саднит, а не греет,
Хрустя, голландское белье.
Полузаметно, но редеет
всё окружение твое.
Еще ты вроде в прежней силе,
полудержавен и хорош.
Тебя, однако, подрубили,
ты скоро, скоро упадешь.
Ты упадешь, сосна прямая,
средь синевы и мерзлоты,
своим паденьем пригибая
березки, елочки, кусты.
Куда девалась та отвага,
тот всероссийский политес,
когда ты с тоненькою шпагой
на ядра вражеские лез?
Живая вырыта могила
за долгий месяц от столиц.
И веет холодом и силой
от молодых державных лиц.
Всё ниже и темнее тучи,
всё больше пыли на коврах.
И дочь твою мордастый кучер
угрюмо тискает в сенях.
Главная трагедия Петра что у него не было сподвижников равных по таланту и человеческим качествам. Впрочем Меншикова Пётр скорее всего бы повесил, за воровство.
А вот другой раскол в душах и вере. Знаменитая "Боярыня Морозова" огромна - 3 на 5 метров. И это пожалуй лучшая картина Сурикова. Мы как бы попадаем на московскую улицу 17 века. Все персонажи и все детали вплоть до оттенков истоптанного снега прописаны реалистичнейшим образом. Суриков читал у крёстной рукописную старообрядческую "Повесть о боярыне Морозовой". Сюжет оттуда: "Когда сани поравнялись с монастырём, боярыня с цепью на вые (шее) сложила длань в двуперстие и «высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше». Феодосию Морозову везут в Чудов монастырь в смысле. Да и вообще будучи сибиряком Суриков конечно же общался и со староверами. Третьяков заплатил за картину аж 25 тысяч рублей.
А с картины "Взятие снежного городка" на нас смотрят современники Сурикова. Он реконструировал старинную игру во дворе своей усадьбе, а в массовке изображены крестьяне деревни Базиха что под Красноярском. В кошеве стоит младший брат художника Александр.
Всё рука бойцов колоть устала. Смотрим, наслаждаемся, изучаем историю дрожжайшего Отечества)).