Войти под "ВКонтакте"
Войти под "Одноклассники"
Войти под "Mail.ru"
Войти под "Facebook"
Поделиться
 
8.8
Ваша оценка:
Рейтинг: 8.8/10 | Отзывы: 68 | Оценок: 127 | Расчет рейтинга
Добавила: Ольга Файдрова
Год: 2013
Автор (текст): Н.С. Жукова, учебник
Описание Редактировать

Отличительная особенность учебных пособий Жуковой – особая методика. С одной стороны, методика Н.С.Жуковой основана на традиционном подходе: в своей практической работе автор сохраняет и продолжает традиции таких известных советских педагогов – логопедов-практиков, как Е.Ф.Рау, А.Г.Ипполитова. Но при этом, в «Букваре» одновременно используется оригинальный способ обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента. То есть, в качестве единицы чтения используется не отдельно взятая буква, а слог, что также в дальнейшем является единицей письма. Данная методика позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения и более легко переходить от чтения к письму.

Фотографии: 16 Загрузить фото / Добавить по URL
Букварь Букварь Букварь Букварь
+ Добавить отзыв
Отзыв

Букварь Жуковой Ленивым мамам по сарафанному радио

Букварь Жуковой Н.С. (зеленая обложка) - самое популярное пособие по обучению чтению детей российскими мамами.
Прошу прощения за название, в связи с ограничением символов пришлось оставить ключевые словосочетания. Иначе назвала бы отзыв "Букварь Жуковой Н.С. - букварь для ленивых мам, услышавших о нём по сарафанному радио". 
Почему для ленивых мам? Потому что минимум методических рекомендаций и никакой психологической и педагогической подготовки для обучения ребенка чтению. С другой стороны - зачем? Мы живем в стране, где каждый считает себя специалистом как минимум в трёх науках - педагогике, психологии и медицине.
Почему по сарафанному радио? Потому что большинство о Букваре Жуковой узнает от подруг, приятельниц, других мам в песочнице и т.д.
Сразу предупрежу: никакие необоснованные (в смысле - давайте обоснование) претензии по несправедливости аналитических замечаний к Букварю Жуковой не найдут у меня откликов. Этот отзыв пишу исходя из принципа ИМХО, пишу, прежде всего, для людей, которых буду к отзыву отсылать со своего блога. Хотя адекватная и доказательная критика как всегда интересна.
Не буду спорить с теми, кто скажет, что дети научились читать по Букварю Н.С. Жуковой. По этому поводу скажу следующее:
- научить можно и зайца курить, ну, хотя бы мартышку;
- у Букваря Жуковой, действительно, имеется ряд достоинств и отличная традиционная база и авторские находки;
- а другие Буквари вы пробовали? Может, по любому Букварю можно научиться не хуже, ведь ни один психически здоровый ребенок с адекватными родителями не заканчивает первый класс, не умея читать;
- техника чтения - последнее, на что нужно ориентироваться при обучении чтению; чтение должно быть осмысленным, так как предполагает восприятие, осмысление и воздействие содержания текста на читающего. И к высокой скорости чтения, чтобы получить пятерку или что-то там еще у первоклашек, не имеет никакого отношения.
 
Я очень благодарна разработчикам современной нормативной базы дошкольного образования, "снявших" с детского сада "школьный" кафтан. Для справки: в федеральном государственном стандарте дошкольного образования, определяющем, чем должны заниматься с детьми в детском саду, обучение грамоте встречается в таком контексте:
Речевое развитие включает...формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
 
Ну и к Букварю Н.С. Жуковой
Несомненным плюсом Букваря являются обращение К родителям и постраничные рекомендации, хоть и не всегда, на мой взгляд, справедливые и достаточные.
Пройдусь по Советам.
Совет первый - автор рекомендует приступать к чтению в случае достаточного уровня развития речи у ребенка и упоминает термины "агграматизм" и "дефекты звукопроизношения", отправляя при наличии обозначенных проблем к логопеду. Соглашусь с автором. Но! Хоть одна мама, особенно обучающая ребенка чтению с трёх лет, посмотрела, что это значит, или обратилась за коррекцией звукопроизношения к логопеду, как советует автор? По опыту: со звукопроизношением у современных дошкольников очень большие проблемы, и не только в три года. Хотя у нас сейчас стало нормальным, что у учителей, воспитателей, телеведущих есть "фефекты" речи, что уж с ребенка взять.
Совет второй, соответствующий традиционной методике, - не заучивать сразу все буквы алфавита. Букварь этого и не позволяет.
Совет третий, логичный, но без пояснений. Буквы следует называть по обозначаемым ими звукам, правда, неясно - твердым или мягким. Вообще уравнивание звука-буквы в книге везде, поэтому и обозначено как звук (буква), с чем я не согласна. На ум приходит поговорка о том, что первично, курица или яйцо, а до конца так и не понятно,что.
Совет четвертый - без претензий.
Совет пятый. Для традиционного способа обучения грамоте более характерным приёмом является не окошко, а линейка. Но в этой книге способ обучения оригинальный (как заявлено в аннотации), возможно, сюда это тоже относится.
Совет шестой - без претензий.
Совет седьмой - без претензий.
В качестве оригинальных и полезных находок автора хочу отметить:
- красную линию слева на странице, правда, до последней буквы и страницы Букваря оставлять ее было необязательно. Дети достаточно понятливы,чтобы быстро усвоить, с какой стороны читать;
- дорожка от буквы к букве, когда ребенок "бежит" вместе с мальчиком. Отличный игровой момент.
В качестве недостатков отмечаю:
- нет звуковой работы ПЕРЕД обучением;
- не учтён ведущий вид деятельности дошкольника - игровая деятельность;
- не весь иллюстрационный материал адекватен, например, на с.3 (буква О) в совете родителям: приучайте ребенка вслушиваться в начальные звуки слов, начинающихся на а, у, о. Картинка с ослом, где первый звук а, на странице с буквой О может запутать ребенка на таком раннем этапе;
- рано вводятся слова, где звуки изучаемых букв находятся в конце и в середине слова (с.7 - доМ, с. 8 - лиСа);
- вертикальное чтение букв (начиная со с.5); зачем, ведь у нас не иероглифическое письмо;
- на с.9 слогом названо сочетание гласных УА и АУ. Для человека, о котором в аннотации написано "30-летний опыт работы" это, по меньшей мере, странно;
- далеко не весь языковой материал ребенок сможет соотнести с собственным опытом. И не только ребенок: назовите мне слова, в которых есть слоги ХМО (с.21), ШМА и ШРУ (с.22), УРШ (с.23). Смогли? А дошкольник сможет? О каком осмысленном обучении чтению в этом случае может идти речь?!
Вопросы у меня не закончились, а вот отзыв закончу. И так, думаю, редкая птица долетит до середины Днепра, если вообще решится лететь.
Извините за повторяющееся хотя (хоть).
Планирую продолжить работу по анализу Букварей.
Рейтинг:
показать последние 3 комментария
Ксения Чиркова 1606 57749
класс!
Любовь Савенко 4704 135552
+++++++++++++
Анжела Румпель 2724 123894
Спасибо! Приятно, что первые комментарии положительные. Значит, правильно выбрала место, где смогла поделиться размышлениями, с которыми большинство не соглашается.
Ольга Горчакова 576 29428
Хорошее исследование! Согласна со многими утверждениями. Особенно с тем, что надо надо воспитывать предпосылки грамотности с момента зачатия - космос утверждает, что хромосомы все слышат! Переведу эту шутку так: если у ребенка грамотные и адекватные родители, им можно зачинать. Ну, это в том случае, если они мечтают об интеллигентном, эрудированном ребенке. Если хотят вырастить потомственного дворника или стропальщика, то в принципе, все равно как и когда зачинать. )) Простите за многословие!
Kat К 409 4472
Анжелика, как всегда интересно читать Ваши обзоры! Понравился отзыв.
Елена Ландыш 865 42246
Отменный анализ! С недостатками согласна! особенно с 3-м пунктом.
Но читать научились именно по Жуковой.
Анжела Румпель 2724 123894
Лена, не только вы!
Елена Ландыш 865 42246
Да я альтернативы не видела и не искала даже.
Анжела Румпель 2724 123894
Лена, да по сути нет ее. Лучшая альтернатива - вовремя включить собственные мозги, чтобы косяки книги уменьшить. Неплохой Букварь у Олеси Жуковой, но там специальная подготовка нужна
В крайнем случае можно мои опусы почитать
Ivan Deruk 0 0
окей
Анжела Румпель 2724 123894
Полностью согласна, Иван! Отменно накалякано!
Елена Ландыш 865 42246
Вот нечего после тебе писать!:) Ни убавить, ни прибавить!
Но все же напишу как-нить банальную отсебятину:)
Светлана Зарова 679 17194
У нас с дочкой до Букваря не дошло. Она как-то сама научилась читать и не по слогам. Я лишь буквы по азбуке выучила с ней, а остальное "сделал" детский компьютер. Читает с 4 лет хорошо.

С письмом трудно - все буквы (Я, К, Л, Р...) повернуты в другую сторону. Не понимаю почему и как объяснить правильный поворот букв.
Анжела Румпель 2724 123894
А никак. Время придет, сами встанут
Елена Ландыш 865 42246
Моя тоже часто букву Я наоборот пишет:)

Другие отзывы:

Я нашел ошибку!