Признаться, всегда умиляло объявление причиной недостаточного уровня подготовки по русскому языку и литературе отмену экзаменационного сочинения по литературе в середине нулевых. Я и до сих пор не могу понять, каким образом форма проведения экзамена влияет на уровень владения выпускниками русским языком и их читательский опыт.
В итоге причина через несколько лет была, очевидно, признана как объективная, и в 2014-2015 учебном году итоговое сочинение вернулось в качестве обязательного экзамена (пусть и с оценкой зачет - незачет). Мало кого из одиннадцатиклассников и их родителей сие мероприятие обрадовало, но все теперь учатся жить с тем, что есть, тем более, что итоговое сочинение совсем не за горами - время "Ч" для выпускников этого года - 3 декабря, и много кто серьезно озаботился подготовкой к этому, без сомнения, важному мероприятию.
Итак, 3 декабря 2014 года вся страна, представленная учащимися 11-х классов, сядет на 235 минут писать итоговое сочинение. Тематические направления уже объявлены, и в этом году они будут касаться: 200-летнего юбилея Михаила Юрьевича Лермонтова; вопросов, заданных человечеству войной; проблеме взаимоотношений человека и природы в отечественной и мировой литературе; спору поколений; ценностным ориентирам человека и человечества.
Кто эти люди, решающие, о чем должны писать сочинение ученики нынешние и бывшие (тех, кто пересдает или впервые сдает ЕГЭ уже не будучи учеником сочинение тоже касается)? Это Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной.
Ну что я могу сказать по поводу тематических направлений? Отличнейшие направления, позволяющие ребенку одним ударом убивать минимум по два зайца - готовя, например, симпатичные мне темы человека на войне и взаимоотношений человека и природы, ребенок одновременно нарабатывает материал на ценностные ориентиры человека и человечества.
Очень понравилось, что в заданных тематических направлениях есть возможность рассказать и о произведениях мировой литературы - аве Бредбери, Сент-Экзюпери и Паланик!
Конечно, без предварительной подготовки набрать хорошие баллы за сочинение не всем будет просто. Кроме того, что в сочинении должно быть минимум 350 слов, его ведущими критериями являются соответствие теме и аргументация (привлечение литературного материала).То, можно писать по нескольким произведениям, тоже является плюсом - всё-таки легче будет набрать эти 350 слов. Не лучший способ, конечно, так как необходима и глубина раскрытия темы, но тоже ничего.
На экзамене разрешат пользоваться орфографическим словарем, главное, чтобы ученик мог определить, написание какого слова ему нужно проверить.
Я считаю, что при желании можно подготовиться к тому, чтобы получить за свой бесценный опус "зачет". Благодаря широко представленным и, признаться, довольно качественным сайтам с кратким содержанием произведений художественной литературы, набрать читательский опыт можно и в тот короткий срок, который остался до 3 декабря. Конечно, нужно осмыслить, проговорить и, желательно, для надежности записать ведущие идеи и логические связки "прочитанных" текстов; отработать вступление и заключение возможных тем, набрать оценочный словарь. Но это все решаемо.
Конечно, хотелось бы, чтобы итоговое сочинение повлияло на повышение уровня владения русским языком и воспитание чувства любви к чтению художественной литературы. Может быть, всё может быть... А может и не быть...