Войти под "ВКонтакте"
Войти под "Одноклассники"
Войти под "Mail.ru"
Войти под "Facebook"
Поделиться
 
8.5
Ваша оценка:
Рейтинг: 8.5/10 | Отзывы: 2 | Оценок: 4 | Расчет рейтинга
Автор (текст): Владимир Короленко
Фотографии: 2 Загрузить фото / Добавить по URL
Дети подземелья Дети подземелья
+ Добавить отзыв
Отзыв

Самая страшная детская книга

Дети подземелья прочел когда-то каждый советский ученик начальных классов, потому что это произведение Владимира Галактионовича Короленко было в школьной программе, единственной и неповторимой. И рассказ этот производил, и продолжает производить на прочитавших его деток неизгладимое впечатление, несмотря на варварское сокращение текста косоруким сокращателем еще 19 века.
Оригинальное произведение, вышедшее из-под пера самого Короленко, называлось В дурном обществе. Подозреваю, написано оно было вовсе не для детей 7-10 лет (в содержании текста есть много потверждений этому, например, ""Живет в замке" - эта фраза стала выражением крайней степени нищеты и гражданского падения", "ее (часовню) поддерживали копошившиеся в этих дряхлых трупах черви, занимавшие уцелевшие углы подземелья, подвалы. Этими могильными червями умерших зданий были люди").
До читателя-ребенка рассказ В дурном обществе дошел как Дети подземелья, и текст его был сокращен. Сам Короленко не принял подобную кастрацию своего творения, мешающей, по его мнению, истинному восприятию как собственно текста, так и личности создавшего его автора. Я с Короленко, естественно, согласна, особенно прочитав рассказ в оригинале.
Чем так притягателен и пугающ рассказ Дети подземелья /В дурном обществе для ребенка и для взрослого?
Прежде всего той невероятной несправедливостью, с которой приходится столкнуться его героям. Главный герой теряет маму и остается без внимания отца. Жаждущий любви и ласки и не встречающий их в отце, мальчик отдаляется и замыкается в своих чувствах, уходя на целый день в "дурное общество" - в толпу изгнанников старого графского замка; а также бывая в компании сверстников- сорванцов. Однажды во время вылазки в старую часовню Вася знакомится с детьми, мальчиком Валеком и девочкой Марусей. Проникнувшись уважением к "взрослости" и самостоятельности Валека, Вася проникается невероятной нежностью и любовью к Марусе, напомнившей ему маму своей слабостью и хрупкостью. Маруся и Валек лишены очень важного - лишены детства. Маруся, то ли в силу болезни (по словам Тыбурция жизнь из нее высасывает серый камень), то ли в силу каких-то событий ее короткой четырехлетней жизни не любит играть и плачет в те моменты, где другие дети бы смеялись. И Валек не может позволить себе веселости рядом с ней. Вместе со своими новыми друзьями становится взрослее и Вася.
Короленко очень четко расставляет акценты на то, что действительно является неведомо-страшным: не турецкие кости и призраки, а "что-то неведомо-страшное... Что-то бесформенное, неумолимое, твердое и жестокое", что, как камень, склонялось над маленькою головкой, высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движений".
Новые друзья, представители "дурного общества" оказывают сильное влияние на героя. Кроме взросления, Вася благодаря Валеку меняет свой взгляд на отца, который оказывается честным и справедливым судьей "слова Валека задели в моем сердце струну сыновней гордости; мне было приятно слушать похвалы моему отцу, да еще от имени Тыбурция, который "все знает". В то же время, наблюдая за взаимоотношениями Тыбурция и Валека, Вася осознает глубину собственного несчастья - несчастья одинокого и покинутого ребенка. 
Вася совершает Поступок - скрашивает последние дни Маруси, для которой кукла, взятая героем у сестры Сони становится тем детством, которого у нее никогда не было. Короленко удивительно описывает поступки двух четырехлетних девочек, разумных и понимающих (черта хорошего писателя - уважение к героям, даже если это четырехлетние дети).
Гибель Маруси совершает невероятное - Вася обретает отца, который замечает и открывает для себя собственного сына.
Самая сильная сцена в фильме - сцена до прихода в дом судьи Тыбурция, сцена, где ощущаешь пропасть между отцом и сыном, самыми близкими людьми.
Все произведение проникнуто эстетикой и духом упадка и смерти, начиная от костей турок, на которых построен графский замок, и трупами замка и часовни, и заканчивая печальной историей Маруси, умершей от человеческой жестокости - жестокости презрения к нищим и нужды.

Со временем пришел опыт оценки не только сюжета, но и красоты языка. Невозможно оставаться равнодушной, читая удивительные строки Детей подземелья:
Там протекало их скучное, но все же торжественное существование в презрительно-величавом уединении (нет в сокращенном варианте).
 Я даже чувствовал, как из глубины души во мне подымается вся горечь презрения, но я инстинктивно защищал мою привязанность от этой горькой примеси, не давая им слиться.
Владимир Короленко - великий русский писатель.

Рейтинг:
показать последние 3 комментария
Денис Макурин 431 25183
жуть какая то, хорошо, что не помню...то ли дело "Живая шляпа" или "Незнайка на луне"
Анжела Румпель 2724 123896
Живая шляпа и Незнайка на луне отложили сильный отпечаток на твое творчество, Денис.
зульфия баянова 267 3637
Это даже кастрированное произведение не для детской психики. Я помнится в школе эту Марусю просто ненавидела.Также, как Янко- музыканта.
А ещё из школьной литературы помнится разрубленный глаз отца, на котором сидела зелёная муха. Эта сцена даже учителям литературы была неприятна. Нет, нельзя такое в начальных классах. И вообще нельзя насильно.
Эльвира Ермакова 337 3617
Я помню эту книгу. жуть. да толи дело Рассказы Николая Носова. Уже их наизусть знаю я и мои дети и все равно читаем периодически.
Павел Лахтин 1485 27485
Да уж, жутковатая книга. И тоже не понимаю, что она делала в школьной программе. Лучше бы туда включали побольше произведений, "отложивших сильный отпечаток на творчество Дениса"))
зульфия баянова 267 3637
Для детей произведения надо подбирать особо тщательно. Чтоб не отвратить совсем.
Анжела Румпель 2724 123896
Ну так-то я не рискнула бы сопоставлять Носова и Короленко. Авторы, на мой взгляд, нерядоположенные по функциональности творчества. Носов - автор развлекательно-воспитательный, отвечает на вопрос "как поступить", Короленко писал произведения по решению психологических проблем в плане "почему люди так поступают", у Короленко колоссальная школа чувств.
В связи с тем, что природа человека стремится к легкости бытия, Носов более популярен, чем Короленко, требующей серьезной работы читателя.
Анжела Румпель 2724 123896
Зульфия, дети любят этот рассказ, главная проблема - правильно его преподнести и объяснить
Павел Лахтин 1485 27485
Анжелика, а я в детстве Носова с Некрасовым перепутал как-то, серьёзно. Случайно, в общем вышло, зато творчество Некрасова до сих пор люблю и наизусть многое помню, а Носова -увы -нет))
Анжела Румпель 2724 123896
Павел, ну будешь внукам Носова читать, все вспомнишь
Любовь Савенко 4704 135552
Помню, долго ходила под впечатлением от прочитанного.

Другие отзывы:

Я нашел ошибку!