Самая страшная детская книга
Дети подземелья прочел когда-то каждый советский ученик начальных классов, потому что это произведение Владимира Галактионовича Короленко было в школьной программе, единственной и неповторимой. И рассказ этот производил, и продолжает производить на прочитавших его деток неизгладимое впечатление, несмотря на варварское сокращение текста косоруким сокращателем еще 19 века.
Оригинальное произведение, вышедшее из-под пера самого Короленко, называлось В дурном обществе. Подозреваю, написано оно было вовсе не для детей 7-10 лет (в содержании текста есть много потверждений этому, например, ""Живет в замке" - эта фраза стала выражением крайней степени нищеты и гражданского падения", "ее (часовню) поддерживали копошившиеся в этих дряхлых трупах черви, занимавшие уцелевшие углы подземелья, подвалы. Этими могильными червями умерших зданий были люди").
До читателя-ребенка рассказ В дурном обществе дошел как Дети подземелья, и текст его был сокращен. Сам Короленко не принял подобную кастрацию своего творения, мешающей, по его мнению, истинному восприятию как собственно текста, так и личности создавшего его автора. Я с Короленко, естественно, согласна, особенно прочитав рассказ в оригинале.
Чем так притягателен и пугающ рассказ Дети подземелья /В дурном обществе для ребенка и для взрослого?
Прежде всего той невероятной несправедливостью, с которой приходится столкнуться его героям. Главный герой теряет маму и остается без внимания отца. Жаждущий любви и ласки и не встречающий их в отце, мальчик отдаляется и замыкается в своих чувствах, уходя на целый день в "дурное общество" - в толпу изгнанников старого графского замка; а также бывая в компании сверстников- сорванцов. Однажды во время вылазки в старую часовню Вася знакомится с детьми, мальчиком Валеком и девочкой Марусей. Проникнувшись уважением к "взрослости" и самостоятельности Валека, Вася проникается невероятной нежностью и любовью к Марусе, напомнившей ему маму своей слабостью и хрупкостью. Маруся и Валек лишены очень важного - лишены детства. Маруся, то ли в силу болезни (по словам Тыбурция жизнь из нее высасывает серый камень), то ли в силу каких-то событий ее короткой четырехлетней жизни не любит играть и плачет в те моменты, где другие дети бы смеялись. И Валек не может позволить себе веселости рядом с ней. Вместе со своими новыми друзьями становится взрослее и Вася.
Короленко очень четко расставляет акценты на то, что действительно является неведомо-страшным: не турецкие кости и призраки, а "что-то неведомо-страшное... Что-то бесформенное, неумолимое, твердое и жестокое", что, как камень, склонялось над маленькою головкой, высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движений".
Новые друзья, представители "дурного общества" оказывают сильное влияние на героя. Кроме взросления, Вася благодаря Валеку меняет свой взгляд на отца, который оказывается честным и справедливым судьей "слова Валека задели в моем сердце струну сыновней гордости; мне было приятно слушать похвалы моему отцу, да еще от имени Тыбурция, который "все знает". В то же время, наблюдая за взаимоотношениями Тыбурция и Валека, Вася осознает глубину собственного несчастья - несчастья одинокого и покинутого ребенка.
Вася совершает Поступок - скрашивает последние дни Маруси, для которой кукла, взятая героем у сестры Сони становится тем детством, которого у нее никогда не было. Короленко удивительно описывает поступки двух четырехлетних девочек, разумных и понимающих (черта хорошего писателя - уважение к героям, даже если это четырехлетние дети).
Гибель Маруси совершает невероятное - Вася обретает отца, который замечает и открывает для себя собственного сына.
Самая сильная сцена в фильме - сцена до прихода в дом судьи Тыбурция, сцена, где ощущаешь пропасть между отцом и сыном, самыми близкими людьми.
Все произведение проникнуто эстетикой и духом упадка и смерти, начиная от костей турок, на которых построен графский замок, и трупами замка и часовни, и заканчивая печальной историей Маруси, умершей от человеческой жестокости - жестокости презрения к нищим и нужды.
Со временем пришел опыт оценки не только сюжета, но и красоты языка. Невозможно оставаться равнодушной, читая удивительные строки Детей подземелья:
Там протекало их скучное, но все же торжественное существование в презрительно-величавом уединении (нет в сокращенном варианте).
Я даже чувствовал, как из глубины души во мне подымается вся горечь презрения, но я инстинктивно защищал мою привязанность от этой горькой примеси, не давая им слиться.
Владимир Короленко - великий русский писатель.
А ещё из школьной литературы помнится разрубленный глаз отца, на котором сидела зелёная муха. Эта сцена даже учителям литературы была неприятна. Нет, нельзя такое в начальных классах. И вообще нельзя насильно.
В связи с тем, что природа человека стремится к легкости бытия, Носов более популярен, чем Короленко, требующей серьезной работы читателя.