В 2010 году я, как и многие россияне, подалась в Москву с целью поработать и заработать. Многие, возможно, помнят то особенно жаркое лето, когда вокруг Москвы горели торфяники и весь город был в дымовой занавеси.
Жила я в одной из общаг группы "Трудовой альянс" недалеко от ст. метро "Бабушкинская". Те кто был в Москве на тех же основания, поймут о чём я говорю. Помещение это я называла "бомжатником", а иначе его и назвать нельзя. Что касается работ, то они были и достаточно много, одно занятие даже было бы по душе. Но оставалась главная проблема - жильё. На что-то приемлемое уже не оставалось денег, а жить и при этом работать в условиях, когда жилая комната плотно заставлена двух-ярусными, железными, давно списанными, скрипучими кроватями, я не могла. Хотя люди, как-то жили здесь годами. Народ, кажется съехался сюда со всей России, а кроме того из Украины и Белоруссии. Деньги тем временем заканчивались и я решила устроиться так, что бы не снимать жильё.
Вот тут мне очень скоро позвонили из агентства "Фея" и предложили ухаживать, а точнее быть сиделкой, за журналистом Михаилом Бекетовым, превращённым в инвалида после страшного избиения. Тот факт, что у нас журналисты часто становятся жертвами нападений, уже никого не удивляет. О подобных сообщения в новостях мы уже привыкли слышать.
Имя Михаила Бекетова мне на тот момент, честно говоря, ни о чём не говорило. Хотя, как выяснилось позже, он был уже известен далеко за пределами России.
Перспектива работать в больнице, круглосуточно находясь там, меня, конечно, мало радовала. Но я всё же, предварительно созвонившись с друзьями Михаила и обсудив детали, на следующий день отправилась в Центр травматологии им. Приорова, куда на тот момент был помещен журналист. О нём заботились друзья, прежде всего супружеская пара - Людмила и Юрий. Они то и создали Фонд помощи Михаилу Бекетову. Из этого Фонда и нанимали сиделок.
Семьи у Михаила не было, никаких родственников, женат он на тот момент не был. Жил один в городе Химки.
Итак, я нашла названное мне место и мне довелось увидеть известного журналиста Михаила Бекетова, точнее то, что от него осталось, или то, что с ним стало. Кроме меня пришли ещё несколько женщин от других агентств. Людмила и Юрий были уже в палате. Палата отдельная, но далеко не люкс. Посередине в инвалидной коляске сидел сам Михаил. Точнее я даже не рассмотрела толком на чём он сидел, я чувствовала только шок и ужас от того, что увидела, от того, что может сделать человек с человеком. Ампутирована правая нога, пальцы рук, раздробленные, а потом отмороженные, тоже ампутированы. Нарушена речь. Он пытался говорить, но вместо слов вырывались нечленораздельные звуки.
Какое-то время мы пристально смотрели друг на друга. Я подумала: понимает ли он кто я и зачем здесь. Ведь мне рассказали, что удалена даже часть мозга и сознание не всегда правильно реагирует на происходящее. Он не всегда мог понять кто перед ним: друзья, или враги. Трудно было представить, что человек, который сейчас передо мной, раньше занимался спортом, тяжелой атлетикой, был крепкого сложения и сильный. В тот момент я поняла, что не смогу ухаживать за этим человеком - просто не справлюсь и не смогу видеть каждый день столько страданий.
Мы вышли в коридор. Юрий рассказал некоторые обстоятельства случившегося.
Михаил Бекетов был редактором газеты "Химкинская правда", где публиковал материалы на острые темы, часто критиковал деятельность местных властей. От него требовали молчания, но он не мог молчать. Однажды прямо во дворе его дома страшно убили его щенка. Били бейсбольными битами, или металлическими прутьями. Такими же какими потом будут бить и самого Михаила. Затем взорвали, тоже во дворе дома, его машину. Понятно было, что всё это - предупреждение.
В ноябре 2008 года Михаил Бекетов был избит неизвестными во дворе своего дома. За несколько дней до случившегося, ему позвонили и сказали: "Вас заказали. Живым оставят, но голову пробьют". Били по ногам, голове и рукам. Михаил без сознания пролежал сутки в луже крови без помощи. Так как дело было в ноябре и по ночам уже были морозы, оказались отмороженными кисти рук. Его заметили лежащим из соседнего дома.
Михаила перевозили из больницы в больницу, сделали несколько операций. Однажды в одну из больниц позвонили неизвестные и пригрозили, что всё - равно добьют Бекетова. Один раз его даже перевели в Дом престарелых, сказав, что "больница не гостиница". А в июне 2010 года Михаил Бекетов вернулся домой. Ему наняли сиделку - всё те же Людмила и Юрий. Но, когда Михаила снова положили в ЦИТО им. Приорова, сиделка отказалась последовать туда же. В этот период мы и появились.
Одна из нас осталась, а мы отправились назад на остановку. Шли возбуждённые увиденным и услышанным. Громко обсуждали всё. Одна из женщин даже сказала: "Грех говорить, но лучше ещё один сильный удар и всё закончилось бы. Не мучился бы сейчас". Другая восклицала: "Надо же было себя пожалеть, бросить всё и бежать". Не знаю. У меня до сих пор нет ответа, как нужно было поступать.
Позднее я интересовалась, как будет складываться дальнейшая жизнь Михаила, как он жил до этого и главное, чем было вызвано его противостояние с местной администрацией. А главным предметом этого противостояния являлся ХИМКИНСКИЙ ЛЕС. Планировалась его вырубка для строительства скоростной дороги и домов, коттеджей. В газете "Химкинская правда" эта тема была главной. Вырубка леса могла привести к уничтожению Химкинского лесопарка и усложнить и без того очень сложную экологическую ситуацию в городе. Лес был не простым. Он состоял из ценных пород деревьев. Ещё купцы Мамонтовы выписывали из-за границы некоторые породы деревьев и потом нанимали лесников за ними ухаживать. Жители Химок активно выражали протест против вырубки заповедной зоны.
Газета "Химкинская правда" постоянно публиковала острые материалы, каждый номер выходил с расследованием и разоблачением. Кстати, издавал её Михаил Бекетов на свои личные средства. Инвесторы и рекламодатели боялись связываться с такой газетой. Ведь угрожали даже распространителям.
Рассказывалось в газете и о поборах, которыми администрация Химок стала облагать предпринимателей.
Противостояние усилилось после того, как Бекетов опубликовал в своей газете материал о варварском процессе эксгумации и перезахоронении останков шести военных лётчиков, один из которых был Героем Советского Союза, у памятника героям ВОв в Химках. Бульдозеры тогда сравняли с землёй могилы. Власти объяснили этот поступок необходимостью расширить Ленинградское шоссе, а ещё тем, что "возле монумента собираются женщины лёгкого поведения".
После этого случая Бекетов со страниц своей газеты призвал мэра города В. Стрельченко уйти в отставку. Именно после такого призыва и взорвали машину Бекетова. Михаил высказал мнение, что этот взрыв произошёл не без участия Стрельченко. На Михаила Бекетова было заведено уголовное дело по статье "клевета". И даже после того, как Михаила превратили в инвалида, дело о клевете прекращено не было.
В октябре 2010 г. - это уже после того, как я его видела - в суде рассматривалось это дело и Бекетов был признан виновным и приговорён к штрафу 5 тыс. руб. и "освобождён от наказания в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности". Это до какого цинизма надо было дойти, чтобы говорить ещё о каком то наказании, когда человек уже и без того доведен до самого страшного положения! Момент, как Бекетова везли на суд я видела по телевизору. На все заседания суда Михаил являлся даже в таком состоянии. А вот его оппонент на суды не считал нужным показываться.
Любопытный факт: адвокат Бекетова, который заявил, что что обладает какой-то информацией, был убит ещё в 2009 году, не успев ничего сообщить.
Здоровье Михаила с большим трудом поддавалось улучшению. Речь его пытались восстанавливать в Израиле, но без успешно. Со временем все же какой-то прогресс наметился.
В ноябре 2010 года Михаила Бекетова посетили люди у него дома, люди, которые ему сочувствовали. Они подарили Михаилу 501 розу, деньги на которые собирали в интернете. К цветам были прикреплены бирки с именами этих людей. Говорят Михаила очень тронули эти цветы.
А в 2013 году Михаил Бекетов умирает в больнице. Причина тоже какая - то странная: "подавился во время приёма пищи. Несчастный случай".
Дело об избиении Михаила Бекетова до сих пор не раскрыто, хотя круг подозреваемых очень узок.
Ему вручали какие-то награды за профессионализм, сам Путин поздравлял его. Но это ли нужно было Михаилу, когда преступники так и не были разоблачены? А здоровье уже не вернуть.
Друзья и знакомые вспоминают каким он был человеком: порывистый, эмоциональный, решительный, смелый. Любил участвовать в военно - исторических играх. Для этого посещал Бородинское поле.
До создания своей газеты многое повидал: служил в ВДВ, работал военкором в разных горячих точках страны: Чечне, Карабахе. Был в Афганистане. Работал в разных газетах.
В моём личном восприятии - это человек, каких не так уж много. Герой, иногда слишком упрямый, мужественный, бесстрашный, готовый ради отстаивания своих принципов, справедливости жертвовать личной безопасностью, здоровьем и даже жизнью. А ещё он - романтик, верящий, что в одиночку можно совершить многое.
Я считаю Михаила Бекетова ГЕРОЕМ НАШЕГО ВРЕМЕНИ.