Кто целевая аудитория Бериляки учится читать?
Телеканал Карусель, возможно, один из самых приличных детских телеканалов. Там много того, что принято считать развивающими программами. Наверное, потому и появилась телепередача Бериляка учится читать.
Уже горят на горных льдинах
Их возрастила весна благовонная
Луг, как бархат, зеленеет,
В ЗАРеве восток.
Окаймленное кустами
Молодых ракит,
Разноцветными огнями
На воз вилами кидают…
В настоящее время (будние дни, утро, август 2016) Бериляка предстает перед своими юными и не очень зрителями, уже научившимся читать: "выпуски посвящены чтению слов, знакомству с новыми словами, составлению словосочетаний и предложений с заданным словом, правилам написания, ударения и произношения слов, изучению фразеологии. Игровая подача материала значительно упрощает обучение чтению, делает передачу одновременно полезной, интересной и веселой". Поэтому, смею предположить, целевая аудитория - учащиеся начальной школы.
В основу содержания выпуска положено четверостишие. Я смотрела выпуск "Чередующиеся гласные в корне" (по школьной программе чередующиеся гласные изучаются в 5 классе; в текстах диктантов всероссийской проверочной работы (довольно высокий уровень с точки зрения орфографии и пунктуации, тексты качественные) слов на это правило нет или они идут как слова для справок; предложенные корни с чередующимися гласными изучаются в 6 классе). Выбор четверостишия меня, мягко говоря, смутил:
"Еще в синеющих долинах
Плывут туманы... Но смотри:Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!"
Это третье четверостишие стихотворения "Христос воскрес!" Ивана Алексеевича Бунина.
На мой субъективный взгляд выбор стихотворения для "совершенствования техники чтения, расширения словарного запаса и развития речи ребенка" (цель передачи Бериляка учится читать, заявленная на официальном сайте телеканала Карусель) неудачный. Четверостишие выдрано из стихотворения, имеющего значительный духовный посыл. В нем сложная пунктуация, есть причастие, которое изучается не раньше 6 класса, инверсия. Слова были проанализированы коряво и не все. Я понимаю, что стихотворение выбрали из-за слов "горят" и "зари", но при этом упустили слово "горных" с гласной не чередующейся. Именно сопоставление ГОРНЫХ и ГОРЯТ придало бы передаче лингвистической занимательности. Таким образом, при проработке содержания в передаче явная халтура. Почему бы не взять "Полевые цветы" у того же Бунина? Во-первых, корень с чередующейся гласной здесь дается в школьной программе детям раньше, во вторых, даже выдранное четверостишие несет в себе патриотическую направленность, что дает ему преимущество перед выбранным в эфир:
"Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов: Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов. "
Русская поэзия 19 века дает богатейший материал для работы с детьми по любому речевому направлению. Например:
И. Никтитин "Ясно утро. Тихо веет..."
"Ясно утро. Тихо веет
Теплый ветерок;Луг, как бархат, зеленеет,
В ЗАРеве восток.
Окаймленное кустами
Молодых ракит,
Разноцветными огнями
Озеро БЛЕСТит."
Или А. Майков "Сенокос"
"Там — сухое уБИРают:
Мужички его кругомНа воз вилами кидают…
Воз РАСТет, РАСТет, как дом…"
И это я еще по верхам прошлась. Но остаюсь при своем - с учащимися начальной школы и без чередующихся гласных есть чем заняться, достаточно взять диктант упомянутой выше работы и выбрать орфограмму там. Тогда есть шанс, что передача действительно принесет пользу. А так - сотрясание воздуха.
Посмотрела сетку канала - в среду детей ждет "Гласная «И» в сочетаниях «ИМ, ИН»". На мой взгляд, это одно из сложнейших русских чередований, требующее осознания смыслов не только слов, но и их изменений. У этого чередования интересная история, связанная с носовыми гласными звуками в русском языке. Что из этого расскажет детям Бериляка, чтобы вызвать интерес к языку у своих зрителей?
показать все комментарии (15)
+4
да вот, кстати, кто такие эти "трулялята"?)))
+2
АБВГДЕйка и сейчас есть))). и на радио и на ТВ
+2
трулялята - это дети Труляля, персонажа Алисы в Зазеркалье