Перед Лермонтовым стояла довольно непростая задача: нарисовать образ своего современника таким, каким он его видит. Образ человека мыслящего, чувствующего, талантливого, но, к сожалению, не сумевшего найти достойное применение своим незаурядным способностям.
Вообще Печорин - личность отнюдь не однозначная. Лермонтов сам настаивал на том, что Печорин - это уже не романтический герой, каким его хотела видеть публика.
Но тем не менее, Печорин обладал вполне романтической внешностью. Он живет очень сложной духовной жизнью - это тоже романтическая черта.
Автор несколько раз заостряет внимание на том, что Печорин - герой вполне реальный. Его эгоизм, внешнее презрение ко всему окружающему, жестокие и, что самое страшное, хорошо продуманные, расчетливые поступки - это не достоинства героя, как было в эпоху романтизма, но и его слабости. Лермонтов пытается открыть читателю те обстоятельства, которые повлияли на Печорина.
Трагедия Печорина заключается не в его слабости, а в том, что он лишен возможности совершать благоразумные и благородные поступки. Поэтому они проявляются в большинстве случаев в отрицательной форме: дуэль, похищение девушки, прелюбодение (соблазнение чужой жены). В его образе раскрывается душа человека, не способного к осуществлению самого себя и мечущегося в западне общества.
Стержнем романа служит раскрытие чрезвычайного характера. В ходе развертывания характера Печорин в различных эпизодах всегда показывает свое другое лицо. Настоящее же лицо этого странного человека остается неразгаданной тайной до самого конца произведения и для его окружения, и для него самого. Лермонтов не раскрывает характер героя полностью. Загадочность Печорина является загадкой эпохи.
Мне не хотелось бы создавать образ исключительно плохого человека, ведь все-таки деление на "плохих" и "хороших" весьма условно. У Печорина есть и положительные черты, раскрывающие человека исключительного и обладающего острым и критическим умом.
Во-первых, он человек умный образованный. Осуждая окружающих, он критически относится и к самому себе. В своих записках он признается в тех свойствах своей души, которые рикому не известны. Во-вторых, в пользу героя говорит и то, что он натура поэтическая, тонко чувствующая природу.
К положительным качествам Печорина можно отнести и его замечательную способность чувствовать людей. Он моментально отгадывает то, что происходит в душе другого человека. Доказательство тому - его знакомство с Вернером, человеком также необыкновенно проницательныи и во многом схожим с Печориным.
Не вызывает сомнения и то, что Печорин - человек смелый. Хотя отчасти его смелость во время дуэли с Грушницким можно истолковать отсутствием цели в жизни.
Печорин не лишен определенной честности и порядочности. Несмотря на малоприятную историю с княжной Мери, он в самый решающий момент сказал правду, хоть это и нелегко далось. В этом эпизоде проявилась его сила воли.
Кроме того, Печорин способен испытывать настоящие, искренние, глубокие чувства, загубленные жизнью общества. Примером тому является его отношение к Вере.
Пройдя через искушения страстями в юности и в молодости и не выдержав этих искушений, Печорин так и не обрел веру в Бога, не нашел высший смысл своего существования.
Но все же полной картины в понимании героя писатель не дает. Монолог-признание Печорина перед княжной позволяет читателю делать совершенно несовместимые выводы, изображая его в наших глазах либо злодеем, либо рыцарем. И то, каким предстанет он перед нами, зависит лишь от самих читателей. И это, безусловно, гениальный шаг, который сделал Лермонтов, позволить читателю самому выбирать.
Вообще Печорин - личность отнюдь не однозначная. Лермонтов сам настаивал на том, что Печорин - это уже не романтический герой, каким его хотела видеть публика.
Но тем не менее, Печорин обладал вполне романтической внешностью. Он живет очень сложной духовной жизнью - это тоже романтическая черта.
Автор несколько раз заостряет внимание на том, что Печорин - герой вполне реальный. Его эгоизм, внешнее презрение ко всему окружающему, жестокие и, что самое страшное, хорошо продуманные, расчетливые поступки - это не достоинства героя, как было в эпоху романтизма, но и его слабости. Лермонтов пытается открыть читателю те обстоятельства, которые повлияли на Печорина.
Трагедия Печорина заключается не в его слабости, а в том, что он лишен возможности совершать благоразумные и благородные поступки. Поэтому они проявляются в большинстве случаев в отрицательной форме: дуэль, похищение девушки, прелюбодение (соблазнение чужой жены). В его образе раскрывается душа человека, не способного к осуществлению самого себя и мечущегося в западне общества.
Стержнем романа служит раскрытие чрезвычайного характера. В ходе развертывания характера Печорин в различных эпизодах всегда показывает свое другое лицо. Настоящее же лицо этого странного человека остается неразгаданной тайной до самого конца произведения и для его окружения, и для него самого. Лермонтов не раскрывает характер героя полностью. Загадочность Печорина является загадкой эпохи.
Мне не хотелось бы создавать образ исключительно плохого человека, ведь все-таки деление на "плохих" и "хороших" весьма условно. У Печорина есть и положительные черты, раскрывающие человека исключительного и обладающего острым и критическим умом.
Во-первых, он человек умный образованный. Осуждая окружающих, он критически относится и к самому себе. В своих записках он признается в тех свойствах своей души, которые рикому не известны. Во-вторых, в пользу героя говорит и то, что он натура поэтическая, тонко чувствующая природу.
К положительным качествам Печорина можно отнести и его замечательную способность чувствовать людей. Он моментально отгадывает то, что происходит в душе другого человека. Доказательство тому - его знакомство с Вернером, человеком также необыкновенно проницательныи и во многом схожим с Печориным.
Не вызывает сомнения и то, что Печорин - человек смелый. Хотя отчасти его смелость во время дуэли с Грушницким можно истолковать отсутствием цели в жизни.
Печорин не лишен определенной честности и порядочности. Несмотря на малоприятную историю с княжной Мери, он в самый решающий момент сказал правду, хоть это и нелегко далось. В этом эпизоде проявилась его сила воли.
Кроме того, Печорин способен испытывать настоящие, искренние, глубокие чувства, загубленные жизнью общества. Примером тому является его отношение к Вере.
Пройдя через искушения страстями в юности и в молодости и не выдержав этих искушений, Печорин так и не обрел веру в Бога, не нашел высший смысл своего существования.
Но все же полной картины в понимании героя писатель не дает. Монолог-признание Печорина перед княжной позволяет читателю делать совершенно несовместимые выводы, изображая его в наших глазах либо злодеем, либо рыцарем. И то, каким предстанет он перед нами, зависит лишь от самих читателей. И это, безусловно, гениальный шаг, который сделал Лермонтов, позволить читателю самому выбирать.