В 2016 году в России запускается система всероссийских проверочных работ, и начнется всё с четвертых классов.
Как утверждается на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации, система всероссийских проверочных работ организуется в рамках совершенствования механизмов развития общероссийской системы качества образования.
Всероссийские проверочные работы - это не единый государственный экзамен, это аналог ежегодных итоговых контрольных работ, которые писали в свое время еще мы с вами, уважаемые читатели. Но не так всё просто. Результаты всероссийских проверочных работ (полагаю эвфемизм, дети трясутся даже на занятиях по подготовке, во всяком случае поначалу, но, полагаю, это следствие всеобщей истерии по поводу ЕГЭ, ОГЭ и им подобных) должны обеспечить оценку предметных результатов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и оценку уровня сформированности универсальных учебных действий.
Я буду говорить о всероссийской проверочной работе по русскому языку для четвертого класса.
В декабре прошла ее апробация и в Интернете уже можно скачать образец. Подобных образцу вариантов всероссийской проверочной работы я пока не нашла, поэтому ориентируюсь на него. Здесь же хочется упомянуть следующее. В Оренбургской области четвероклассники уже не один год сдавали региональный экзамен, и всероссийская проверочная работа по русскому языку имеет с ним очень далекое сходство. Учителя четвертых классов сказали купить детям тестовые работы для итоговой аттестации по русскому языку (работала с двумя, одно из них - Коротченковой Л.В. - то же самое), но на данный момент они не соответствуют тому образцу, которые выставлен в Интернете.
Всероссийская проверочная работа по русскому языку в 4 классах будет проходить два этапа.
На первом этапе они напишут диктант и выполнят два грамматических задания - на однородные члены и определение грамматической основы. В образце диктант был достаточно трудным - 85 слов, практически каждое из которых содержит в себе орфограмму, как минимум одну.
На втором этапе дети будут демонстрировать предметные знания: постановка ударения, фонетический анализ слова, определение основной мысли текста, составление плана, "задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание", толкование слова, подбор синонима, разбор слова по составу, определение частей речи и их морфологических признаков, правильное формулирование отказа от приглашения (в образце). Всего получается 16 заданий.
На мой взгляд, без предварительной подготовки, отработки навыков выполнения проверочной работы не каждый четвероклассник сможет сразу справиться с такой работой - мои ученики оказались не готовы к формулировкам заданий (вероятно, не во всех современных программах для начальной школы предусматривается подобный подход к заданиям и их формулировкам). А вот с подготовкой всё, в общем-то решаемо.
Детям выполнять такие задания нравится. Более того, они теперь сами способны формулировать "заказ" на подготовку, зная, какие задания им пока трудно делать.
В общем не вижу ничего страшного во всероссийских проверочных работах. Но важно учесть типы заданий и их формулировок в процессе обучения.
А задания на осмысление текста и задание на формулирование отказа мне даже понравились.
Будем учиться жить с тем, что есть, и готовиться.