|
Отзыв удалён. Причины этого неблаговидного поступка весьма загадочны и хоронятся скорее в области иррационального, посему я не в силах дать случившемуся сколь-нибудь приемлемое объяснение. Как человек тонкой душевной организации не могу не чувствовать всю глубину моего падения, однако та же причина впредь едва ли позволит мне даже помыслить о возможности рецидива.
Просто мне не нравится эта повесть. И всё.
Странно, когда я учился в школе, в СССР, это произведение было обязательным для изучения. И сейчас в школьной программе тоже осталось. Вроде, такие перемены произошли в стране, а оно всё там... Зачем? В чём его ценность для подрастающего поколения? Педагоги, объясните? К Горькому, вернее, его творчеству, я отношусь нормально. Ряд произведений, те же самые "Макар Чудра и другие рассказы", например, ценю довольно высоко. "На дне" считаю вообще шикарным панковским произведением для тех лет. Песни о Соколе, Буревестнике и Дятле помню наизусть до сих пор - в советской школе умели вбивать в голову кованные гвозди... Но "Детство" терпеть не могу.
Даже не знаю, почему. Вот, например, у Гиляровского есть подробные и подобные описания быта тех же самых ремесленников, мастеровых-подмастерьев и пр. И у многих других авторов. Чернухи, в общем, которая реально отражает кошмарную русскую жизнь того периода, хватает. Но её чтение не вызывает у меня таких чувств. Даже наоборот, интересно, познавательно и показательно, особенно для прославляющих зловонную русскую монархию сабжей...
Но вот с Горьким что-то не то вышло. Прости, Алексей Максимыч, но редкостная бездарность и гадость это твоё "Детство"...
Ну и как всегда, вынужден добавить, что всё это - сугубо моё личное, субъективное и, возможно, в корне ошибочное мнение. Так же прошу прощения, если вдруг задел чувства фанатов повести Горького "Детство".
Однако ж, почитав комменты, понял, что и это не помогло. Дописываю. Кто-то решил, что я вообще против классики в школьной программе. А мне просто не нравится именно эта повесть. И всё. Ничего более.
Не, просто не ожидал такой реакции.. во-первых, я никогда не сваливал "классику" в одну кучу, как это делают многие. И не противопоставлял её современной литературе. Извините, Гоголь - это Гоголь, а Горький - это Горький... Я вот Гоголя и Пушкина люблю, а Толстого - нет... Это что, аномалия?
Вообще, какая-то неправильно вы меня поняли, видимо, не умею я доносить до людей свою мысль. Получается, что если мне не нравится "Дество" Горького, то это значит, что я против "классики" в школьной программе? Нет, я этого совсем не хотел сказать. И не говорил. Читайте отзыв, а не заголовок. Тем более Горький, это вообще, "классика" специфическая.. Дайте определение классики тогда уж...
Слезы и вой зажгли во мне новое, тревожное чувство
Повесть Максим Горького Детство я обожала читать в детстве - эмоциональная, напряженная, тяжелая и увлекательная одновременно, позволяющая прожить с Алешей все тяготы его нелегкой детской судьбы и остаться при этом человеком, несмотря ни на что, хочется добавить здесь. Сейчас, задумываясь о том, что позволило из того мальчика, который стал основой образа главного героя повести Детство, вырасти сильному советскому писателю, предполагаю, что детству, ребенку, даются ресурсы, позволяющие ему остаться человеком несмотря на многое. Главное, чтобы рядом был хотя бы один Человек. У Алеши таких было двое - Цыганок (как с холодеющим от восхищения затылком я проживала то, как Цыганок подставлял свою руку, когда пороли мальчика; как плакала, когда он погиб от людской зависти и жестокости) и бабушка. А также необходимы сильные эмоциональные переживания - не знаю, может ли в сытой и довольной жизни родиться творец. Герою Детства эмоциональных переживаний и жизненных потерь хватило с лишком. И Горький погружает нас вместе со своим героем в самом начале - потеря отца, причем ценой жизни героя. За этой потерей следующая - "ушибленная горем" мать теряет интерес к своему сыну, по сути Алеша остается сиротой. Потеря Цыганка. За свое детство мальчику пришлось потерять практически всех близких. Остается только бабушка. В жестоком, жадном, равнодушном мире, где практически нет ощущения светлого будущего впереди. Практически, потому что свет в жизни героя есть, и это она. "Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она — темная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь. До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни."
Вместе с автором восхищаешься широтой и глубиной души этой женщины, с одной стороны зажатой в тиски патриархальных устоев, с другой стороны имеющей невероятную свободу благодаря своей любви к миру. Она и является образцом человека, способного сделать другого лучше и счастливее. Если к повести Детство примерить современные рамки востребованного информационного продукта, то здесь Горький превзойдет массу и писателей, и сценаристов - в повести хватает мертвецов, драк, преступлений, натуралистических подробностей. Но, как и должно быть у хорошего писателя и что не всегда можно встретить в том, что предлагает нам массовая культура - развитие детской души, выращивание человеческого в человеке, любовь к миру и принятие его таким, какой он есть, через умение видеть в нем прекрасное - людей. В школе по одной из программ повесть Горького Детство проходят в 7 классе. Не люблю это слово проходят - проходят мимо. А хотелось бы, чтобы осталось. потому что в повести Детство есть, чему оставаться.
Увидев рисунок, который помню с детства, потому что у меня тоже была эта книжка, именно в такой обложке, нахлынули воспоминания. Очень эмоциональный тяжелый сюжет про мальчика, который проник в мою детскую душу, особенно те моменты, где Максим Горький описывал жизнь маленького мальчика. Жестокое обращение деда к нему, порка и наказания просто вызывали во мне бурю эмоций и негодование, как так можно поступать с детьми? Нужно найти эту книжку и дать прочитать своему 10 летнему сыну, классика на все времена.
|