|
Автор (текст): Энтони Берджесс
"Заводной апельсин" - литературный парадокс XX столетия. Продолжая футуристические традиции в литературе, экспериментируя с языком, на котором говорит рубежное поколение malltshipalltshikov и kisok "надсатых", Энтони Берджесс создает роман, признанный классикой современной литературы. Умный, жестокий, харизматичный антигерой Алекс, лидер уличной банды, проповедуя насилие как высокое искусство жизни, как род наслаждения, попадает в железные тиски новейшей государственной программы по перевоспитанию преступников и сам становится жертвой насилия. Можно ли спасти мир от зла, лишая человека воли совершать поступки и превращая его в "заводной апельсин"? Этот вопрос сегодня актуален так же, как и вчера, и вопрос этот автор задает читателю.
Отталкивающий и притягательный одновременно.
Удивительное произведение: противоречивое, которое сначала притягивает, потом, погружая в омерзительный мир главного героя, отталкивает и оставляет странное послевкусие борьбы внутри тебя - как же ты сам относишься к Алексу, понимаешь ли и принимаешь то, что с ним сотворили? Читать - и тяжело (гадостно), и легко одновременно - благодаря языку. Ведь всегда, думая о романе, неизменно вспоминаю лекции по зарубежной литературе и фразу преподавателя о том, что труд переводчика сродни литературному подвигу. Тогда я не понимала этой патетики; лишь позже, прочитав "Апельсин", поняла, что имелось в виду. Особый сленг героев нужно было уметь сделать притягательным и одновременно уникальным для читателя. Какой из переводов нравится больше - Бошняка или Синельщикова? Думаю, и тот, и другой - мне они одинаково интересны - и оба переводчика с моей точки зрения достойны звания "героя". Советую хотя бы ознакомиться с ними. Очень часто думаю о том, как рожденное произведение изменило автора: прощающийся с жизнью Берджесс, будто выплеснувший из себя на страницы книги весь негатив и мерзость своей собственной судьбы и воплотивший эту черноту в образе Алекса и в гадких сценах насилия, - избавился от страшной болезни и продлил себе жизнь. Мистическая тайна! Все это много-много лет не отпускает! Читайте, господа!
"ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН" - БЕСТСЕЛЛЕР БЁРДЖЕССА
Небольшой по объему роман Энтони Бёрджесса "Заводной апельсин". Но не отпускает долго. Сильная вещь! С одной стороны книга о малолетнем преступнике Алексе, рушащем всё на своём пути, жестоком и безжалостном; с другой - психологический роман. Помню, когда читала меня ещё поражали две вещи в содержании. Как этот бандит, которому всего 15 лет, ловко справляется со взрослыми тётями. А ещё считается, что несовершеннолетний в половом плане ещё не зрелый, и не дай Бог с ним вступит в связь какая либо особа постарше. И срок можно получить. Читала недавно в новостях, что в Америке учительницу, вступившую в половую связь с 17-летним, посадили на 22 года. А вторая деталь в сюжете книги - музыка, которую прослушивает этот разбойник и насильник. Придя домой после "удачной" вылазки и ограбив очередной магазин, он заходит к себе в комнату и включает Баха, Бетховена, Моцарта. Эта музыка вроде как довершение его "подвигов". Затем Алекса всё же схватили и привлекли, как у нас говорят. Но его в последствии сажают в комфортные условия, он даже обрадовался сначала. но далее над ним производят своеобразный психологический эксперимент, который меняет его, как личность. Эксперимент можно назвать жестоким. И тут же критики и читатели начали кричать, как это не гуманно, что за фашистский опыт над человеком! Имеют ли право люди так менять личность, уничтожая её. А нужно ли оставлять такую индивидуальность, если она страшна? Да она не имеет права на существование, вообще! К тому же все уголовники, отбывающие наказание в местах лишения свободы, можно сказать тоже являются жертвами. И в психологическом плане в том числе. Может стоит всех выпустить на свободу? Убийц, насильников, грабителей? Ведь мир нельзя спасти от зла, лишая воли человека совершать поступки соответствующие его индивидуальности. Так примерно и Лев Николаевич рассуждал. А он был человек умный. Что касается филологических поисков, то они несомненно есть. Бёрджесс создал особый сленг определённой категории людей.
Противоречивые чувства.
Оставляет совершенно противоречивые чувства. С одной стороны вроде бы и надо пожалеть этого Алекса "заводного апельсина". Ведь так над ним поглумились экспериментаторы. Он больше не может слушать свою любимую музыку, даже к совершению полового акта не способен более... Но. Вспомнишь всё то, что он вытворял, обладая свободной волей. Ведь и на этот эксперимент он согласился, просто из желания выйти из тюрьмы и жить по старому. А вон как вышло. Может это и есть выход? Конечно, можно много рассуждать о гуманности, и о праве человека на свободный выбор. Но очевидно, что подобные Алексу по другому неисправимы, увы.
Буквально вчера прочитала эту книгу. Ну что могу сказать...Не понимаю, что тут такого интересного, где тут глубокий смысл произведения... в том, что лишая человека свободы выбора, мы ломаем какие-то принципы?? Так я бы тоже сделала такое с такими преступниками...им в тюрьме гнить надо..а тут прям положительный герой какой-то получился... и даже то, что в конце он якобы повзрослел, не умаляет его вины ни на грош! Творить такое, а потом строить из него жертву? ну уж извините... Противная книжка. Противно читать, противно осознавать сам смысл того, что пытался донести автор.. да даже и этот посыл можно было раскрыть как-то глубже чтоли..а то такое впечатление, что человек, когда писал данное произведение, сам кайфовал от количество насилия аморальных поступков...
Главное — традиции свободы
Простые люди расстаются с ними, не моргнув глазом. За спокойную жизнь готовы продать свободу...
Это произведение не поражает своей эстетической красотой. Нет здесь и каких-то филологических изысков. Я сомневаюсь, что сюжет покажется кому-то захватывающим. Но эта книга притягивает.
Меня притянула дважды. Что такого особенного в истории Алекса, которого из отпетого преступника превратили в кроткую овцу? Почему мне хочется, чтобы прежний Алекс вернулся? Несмотря на все его отталкивающие особенности?
Думаю, потому что превращение Алекса в добротельного персонажа стоило ему не только свободы воли, но и индивидуальности. Он больше не личность. Он - Никто, и звать его никак.
Берджесс ставит своим романом самый главный вопрос современности, который все зреет и зреет еще со времен фашистских опытов над личностью, - а вправе ли мы менять саму суть человека ради какого-то эфемерного общественного блага? И можем ли мы поддерживать такое насилие над личностью, пусть даже и преступной? А вдруг завтра и нас посчитают преступниками? А если Системе захочется всех сделать послушными овцами?!
Эта книга потрясает до глубины души.
Казалось бы - ну и что, был такой Алекс, совершивший много гнусностей в жизни, прочитавший пару строк о заводных апельсинах, а потом переделанный из мерзавца в паиньку?
Только вот этот паинька - уже не Алекс. Это какой-то шаблон, под который ученые подогнали живого человека. И от этого становится страшно. Большой Брат следит за тобой...
Начиталась я положительных отзывов..скачала книжку. И что? Как такое вообще можно читать? Ужасно отвратительно. Я со своей впечатлительностью и богатым воображением просто не смогла прочесть дальше 28 страницы на телефоне. Еще и написано в таком дурацком стиле. Возможно там дальше нет таких подробных сцен, но я не решилась проверить(
|