Энциклопедия человеческих пороков
Поэма Николая Васильевича Гоголя Мертвые души считается великим произведением русской литературы и даже гениальным. Ни в величии, ни в гениальности Гоголя и его творения я не сомневаюсь, но разобраться в них все же хочется.
Начну с того, что жанр произведения необычен для прозы.
Мертвые души - это поэма. Почему? Замысел Гоголя был грандиозен. Он планировал создать поэму в трех томах по типу трех частей Божественной комедии Данте flap.рф/Книги/Божественная_комедия/Отзывы/7109722 . И если бы он довел замысел ну хотя бы не до конца вообще, а до конца второго тома, то читателю явился бы нравственно преображенный Чичиков, вроде как прошедший чистилище. Но, в отличие от Данте, реалист-Гоголь оказался более реалистичен sic – человеческая природа не поддается улучшению. Издавать произведение о чистилище и писать о рае не имеет смысла, потому как их не существует, точнее, чистилище не чистит, а в рай попасть некому.
Жанр поэмы предполагает, согласно традиции девятнадцатого века, рассказ о событиях личной жизни вымышленного лица с большим количеством лирических отступлений. Лирические отступления поэмы Мертвые души стали практически самостоятельными художественными произведениями, некоторые из них даже используются в качестве текста к сочинению в вариантах ЕГЭ по русскому языку.
Это и рассуждения о толстых и тонких, и рассуждения о двух типах характеров, и
рассуждения об оттенках и тонкостях обращения.
Интересна творческая история произведения. В основе задумки – крупная и дерзкая афера в Бессарабии, куда бежали беглые крестьяне. Чтобы их не поймали, они брали себе имена умерших людей, таким образом там «никто» не умирал. История, вероятно, была рассказана Гоголю Пушкиным – наше всё приложил к поэме Мертвые души свою гениальную руку, пусть и в фигуральном смысле.
Не все просто и с названием, построенном на оксюмороне и многозначности слова «душа». Потому как не нужно обладать особым умом, чтобы понять – мертвые души – это все живые персонажи произведения. Тело живое, а душа мертвая.
Что убивает душу человека, по Николаю Васильевичу Гоголю?
Тут мы обращаемся к значимым персонажам.
Человеческую душу убивает безделье и пустое мечтательство (Манилов); мелочность и тупость (Коробочка); праздность, вранье и нечистоплотность (Ноздрев); прижимистость и упрямство (Собакевич); жадность и скряжничество (Плюшкин); угодничество и стремление к наживе любой ценой (Чичиков).
В аду Гоголя, которым является реальная жизнь, нет девяти кругов ада. Но их мы видим в героях, являющих нам человеческие пороки и в итоге доходящие до прорехи на человечестве.
Поэма Гоголя Мертвые души – бессмертное произведение.
Неискоренимы человеческие пороки, уже более 150 лет как нет крепостного права, а мертвые души продолжают существовать в нашем обществе и махровым цветом
цветет коррупция в России.
Николай Васильевич сделал то, что смог, благодаря своему таланту – прочувствовал и изобличил человеческие пороки. Каждый закончивший среднюю школу, а сейчас и основную школу, российский, а когда-то советский школьник проходит Мертвые души. Но, к сожалению, поэма не работает на улучшение общества. Наверное, только ее недостаточно.