Для успокоения души
Когда заходят разговоры о какой-нибудь нравственной категории, мне хочется пересматривать добрые фильмы Эльдара Рязанова, в них он высмеивал человеческие пороки, но делал это так по-доброму, отечески журил человечество за косяки. "О бедном гусаре замолвите слово" - один из таких добрых шедевров.
Поначалу город, где разыгрываются события, кажется нам таким безмятежным, провинциальным и тихим! Но здесь разгораются нешуточные страсти. Красота молодой артистки Анастасии Бубенцовой кажется весьма привлекательной и бравому военному (Станислав Садальский), и серьезному высшему чину (Олег Басилашвили). Но если корнет Плетнев готов идти напролом и даже жениться, то действительный тайный советник Мерзляев из Петебурга произносит красивые слова, уверяет Настеньку, что она неправильно поняла его намерения, детализирует, уточняет, как именно должно происходить грехопадение... И при всем при этом - благородный полковник Покровский в исполнении Валентина Гафта всячески опекает и защищает своих гусаров.
Но человеческие пороки скрыть невозможно. Тайное становится явным. Актера Бубенцова (в исполнении Евгения Леонова) чуть не казнят. Хотя сюжет завершается не столько трагично.
Сценарий переделывался несколько раз. Когда его должны были утвердить, произошли события, отразившиеся на многих "мелочах". Начался ввод наших войск в Афганистан, и Басилашвили получил свой высокий чин, под которым он и действует в фильме. Поначалу он должен был быть простым жандармским офицером. Худсовет счел возможным придраться и к некоторым другим мелочам. Публичный дом законспирировали под швейный салон, потому что русские офицеры не могли посещать заведение другого рода.
Кого-то, возможно, покоробили такие несоответствия, кого-то удивил хэппи энд... На самом деле, первоначально Бубенцову суждено было погибнуть. И только политическая подоплека картины заставила сценаристов "доработать" сценарий, и зрители стали иметь дело с трагикомедией, а не трагедией.
Искренняя игра Деонова, Басилашвили, Гафта, Буркова, Гундаревой и других артистов спасает несоответствия в историческом фильме. Разумеется, чиновник с таким чином, какой "присвоили" Басилашвили, не мог приехать в маленький городок для таких мелочных разборок и интриг. Сегодня мы видим, что получилось. И фильм вызывает симпатии. Прекрасная музыка и песни Андрея Петрова (в качестве слов использованы стихи Дениса Давыдова, Петра Вяземского и Михаила Савоярова, и где-то есть стихи Цветаевой и Михаила Светлова)) в исполнении Андрея Миронова.
На мой взгляд, получился маленький шедевр. С историей любви, с гусарской удалью, с подлостью высшего чина, с унизительными для актеров театра, действующего в фильме, ситуациями, с правдивыми взаимоотношениями камергера (Георгий Бурков), тюремщика (Виктор Павлов), продавца попугаев (Зиновий Гердт) с другими действующими лицами. Картина не выходила на телеэкран еще пять лет после премьерного показа. Но правда восторжествовала. Хотя использование служебного положения служебным лицом - актуальнейшая и из сегодняшних тем. И если бы Худсовет существовал, а картина снималась сегодня, возможно, было бы внесено даже больше правок, чем в восьмидесятые. На счастье наших политиков, народ сегодня мало смотрит такие фильмы. Но те, кто смотрят, на ус мотают!
показать все комментарии (14)
+4
А я так толком этот фильм и не посмотрел..
+5
Это еще не поздно сделать! ;)
+5
Я сама его посмотрела через много лет после его запоздалого выхода на экраны и даже не сразу голос Миронова узнала, думала, кто-то из бардов поет...