Имеет ли искусство право на жизнь?
После вчерашних очень увлекательных для прочтения, но таких страшных по конфликтности отзывов и комментариев у меня родилась потребность поразмышлять над проблемой, которая, как мне кажется, не имеет решения.
Имеет ли искусство право на жизнь? Имеет ли право на жизнь киноискусство? Можно ли снимать фильм о том, о чем хочешь? Как я, как зритель, должна относиться к современному и не только киноискусству и искусству вообще и имею ли право осуждать творца, даже если творцом мне его называть не хочется?
Чтобы потребность была более осмысленной, полезла в не самый авторитетный но в самый доступный с точки зрения собственно доступа и понимания источник - Википедию. Что Википедия сказала мне про искусство?
Иску́сство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.
В общем, Википедия сказала примерно то, что я думала, хотя при переносе данного определения на современность я бы уточнила пару позиций.
Как мне кажется, в современном мире искусство отражает в том числе интересующее только самого автора, и это уже стало нормой. Да и картин мира, которые можно познавать в том числе с помощью искусства, в современном мире насчитывается несколько больше.
Ну и собственно к теме отзыва.
На мой взгляд, причем не тот, который сформирован в рамках рабской сущности как последствии внешних авторитетов, а который сложился как раз в той части личности, который сложился в свободной и имеющей собственную точку зрения части личности, искусство имеет право на жизнь. И киноискусство имеет право на жизнь. А художник, в данном контексте режиссер, имеет право высказывать свою точку зрения на то, что считает нужным и необходимым.
К сожалению в российской культуре, в российской литературе сложилась такая особенность, обоснованная, вероятно, нашим менталитетом или еще чем, что черного и безысходного у нас больше белого и исходного.
К безысходности: "Горе от ума", "Евгений Онегин", "Герой нашего времени", Гоголь практически весь, Тургенев, Некрасов, Достоевский, Чехов, Бунин, Горький, Булгаков. Даже если у этих авторов встречается что-то просветное, то его весьма и весьма немного.
И поэтому нет ничего удивительного, что современные российские кинотворцы, воспитанные в том числе на русской классической литературе и ее последователях не особо торопятся отражать в своих произведениях разумное, доброе, светлое, вечное. А недостатки современной российской действительности, различные кинопремии, традиции современного зарубежного артхаусного кино (я так понимаю, оно может стоить вообще копейки) являются отличным материалом для наших режиссеров для повышения собственной квалификации.
А уж сколько всякого зарубежного беспросветного кино я посмотрела - количество наших просто отдыхает в сравнении.
И я очень рада, что есть такое явление жизни, как искусство, которое позволяет тому, кто за него взялся, выражать собственную точку зрения в доступных ему, его способностям видах искусства и средствах выразительности. Потому что благодаря таким вещам я начинаю испытывать потребность в прекрасном (а так на фиг оно мне нужно, если и так все хорошо), начинаю лучше отличать это прекрасное от безобразного. А этому я и своих подопечных учу - невозможно научить человека видеть прекрасное, не научив его видеть безобразное.
Ну и к "Левиафану" как поводу потребности, собственно. Не получи фильм полученных им премий, большинство из нас даже бы не узнали о его существовании. Что смущает и даже где-то раздражает больше всего? А то, что многие люди в нашей стране отнеслись к наградам Левиафана как проявлению заговора против России. А я вот недавно посмотрела британский фильм "На игле" flap.рф/Кино/На_игле/Отзывы/6764290 . Я не знаю пока, что там у Звягинцева, но то, что было показано у Бойла, страшно. Чернющая чернуха я бы сказала. Что не помешало фильму отхватить пачку премий, включая международные и даже стать номинантом на Оскара. Да и мне, не буду скрывать, фильм понравился, и вовсе не сюжетными событиями. И Нимфоманка вторая flap.рф/Кино/Нимфоманка.Часть_2/Отзывы/6383202 мне понравилась, и в этом случае симпатии тоже не имеют ничего общего с сюжетными событиями. Потому что кино - это всегда больше, чем показанные в нем события. А еще я когда-то смотрела наш фильм Груз 200. Я даже отзыв на него писать не могу, рука не поднимается, вот на Человеческую многоножку поднялась flap.рф/Кино/Человеческая_многоножка_1,2_-_2009,_Нидерланды/Отзывы/6705352, а на Груз 200 никак. А фильм, между прочим, получил Приз Гильдии киноведов и кинокритиков на Кинотавре в 2007 году.
Я вот тут сижу и высказываю свою точку зрения. Как умею, словами. Могу ли я оскорбить чьи-то чувства своим отзывом? Конечно. И не только этим отзывом. А режиссер? Тоже может. А художник? Тоже может. И даже таксидермист, вспомните Упоротого лиса. Так что для себя я в наше время вижу такой выход - не смотреть, не читать, не слушать то, что может оскорбить мои чувства. На FLAPе научили.
Но кино я смотреть буду. Разное. Потому что люблю. Потому что помогает. Потому что отвлекает. Потому что учит видеть прекрасное и отличать его от безобразного. И радоваться тому, что моя жизнь - прекрасна. Потому что киноискусство имеет право на жизнь и активно, мне на радость, этим правом пользуется.
Вот к еще, теме отзыва и художника-творца. История с Шарли Эбдо. К чему привели убийства? К новым карикатурам и бешеным тиражам издания. По большому счету, кому, кроме несчастных убитых французов, стало хуже, просто хуже некуда? Уж точно не владельцам издания, под личиной свободы слова продолживших оскорблять чувства верующих мусульман и зарабатывающих на этом деньги. Пусть живут.
ну и что...можно же и покритиковать для разнообразия, а? :)))