Все мы учились в школе и все мы проходили правила русского языка.
Я никогда не была отличницей - не стремилась, да и не хотела. Отличники должны быть всегда опрятны, всегда с выученными уроками, а я была в основной массе - со сделанными непосредственно перед уроками домашними заданиями, с замечаниями по поведению в дневнике, с прогулами уроков и даже с предупреждением о педсовете. Но у меня была цель - отсутствие троек в аттестате. У меня отбили желание стать отличницей еще в начальной школе. Как бы я не старалась - меня не хвалили, поэтому стараться я не перестала, я просто не стала слишком переживать.
Учитель по русскому языку всегда говорила мне, что у меня на генном уровне заложена грамотность, тогда я этого не понимала, я просто знала - КАК именно нужно писать то или иное слово.
... Читать я начала рано - в 5 лет, сама, и еще в саду читала своим сверсникам книжки. Меня не учили специально, просто моя бабушка мне очень много читала. Особенно я любила пушкинскую сказку "Про медведицу". Откуда я узнала буквы - не знаю, меня никто не учил, но, думаю, что я просто научилась распознавать слова - сразу, целиком. Но не уверена... не помню...
Поэтому, придя в первый класс, я не понимала - "на фига" мне читать по слогам? Я уже Пушкина читала в то время, сказки, конечно, но не суть.
С орфографией я сразу же подружилась, мне объясняли смысл, но правила я зубрила - я понимала, как нужно писать, но не могла этого объяснить. Вот откуда у меня четверка по русскому языку.
Для меня писать грамотно - дело чести, что ли. Мне стыдно за свои ошибки, если таковые имеют место. При поступлении в институт я написала сочинение на 5, если кто помнит, то в 1996 года при сдаче экзамена по русскому языку писали сочинение, за которое ставилась всего одна оценка. Не люблю перечитывать свои сочинения, поэтому некоторые ошибки или описки - это последствие лени.
Я и сыну старалась объяснять - почему именно так пишется то или иное слово и как его можно проверить.
Самое главное в орфографии - это умение и знание того, КАК ПРОВЕРИТЬ СЛОВО. Конечно, не стоит забывать о том, что в каждом правиле есть исключения.
Вот самые распространенные случаи ошибок, которые мне встречаются на тех или иных ресурсах.
Конечно, писать правила из учебников русского языка я не буду (я их и не знаю), просто покажу, как я их применяю в жизни.
1. Какую букву писать в окончании глагола, если ударение на нее не падает.
Задайте вопрос к нему - какая буква будет в вопросе, такая и в ответе.
Пример: Что делаЕт? - ТрепещЕт.
2. В каком случае писать НЕ слитно, а в каком раздельно.
Если мы констатируем факт, то пишем слитно.
Пример: Эта вещь недорогая.
Если мы отрицаем то или иное, то пишем раздельно.
Пример: Эта вещь не дорогая, а...
3. Наличие буквы Ь в окончании глаголов.
Если в вопросе есть ь, то и в глаголе тоже есть ь.
Он (что делает?) стремится писать лучше.
Он хочет (что сделать?) пуститься в пляс.
4. Правописание словосочетаний.
Прилагательное или местоимение, характеризующее то или иное словосочетание, относится к первому слову!
Пример: Мой день рождения. Весёлый день рождения. Клёвый день рождения.
Ну никак, совсем никак не моё! Не весёлое, не клёвое, а именно весёлый и клёвый! Ё - вот это моё, а день рождения - мой или твой!
5. Правописание согласных или безударных гласных.
Делайте проверку!
Пример: симпАтичный или симпОтичный. Проверочное слово: симпАтия (буква А в этом случае ударная).
6. Какую согласную букву (звонкую или глухую) писать в приставках.
Нужно определить - к каким звукам относится буква, идущая после приставки. Если глухая, то в приставке также будет писаться глухая, и наоборот.
Пример: беСтолковая (буква Т - глухая, значит, и в приставке будет глухая буква С)
беЗграмотная (Г - звонкая, значит, в приставке тоже звонкая - З).
7. В каких случаях писать "также, тоже", а в каких "так же, то же".
Слитно слова ТАКЖЕ и ТОЖЕ пишутся, когда смысл слов однозначен, конкретен и синонимичен. Т.е., описывается действие в сравнении с чьим-то: "тоже, как вы".
Пример: Я тоже делаю ошибки, а также допускаю опечатки.
Раздельно слова ТАК ЖЕ и ТО ЖЕ пишутся, когда к ним можно задать конкретный вопрос.
Я то же самое делаю. (Я делаю что? Ответ - То же самое).
Я делаю так же. (Я делаю как? Ответ - Так же).
8. Пунктуация.
Тут проще - просто медленно проговорите свое предложение и уловите "места преткновений", вот там и будут стоять запятые.
Если что вспомню - допишу!
Не обижусь, если сделаете замечания.