Велик был год и страшен год
За что люблю современных детей - за то, что у них учишься не меньше, чем они у тебя. Так, роман Михаила Афанасьевича Булгакова "Белая гвардия" я не рассматривала для подготовки к итоговому сочинению в этом году - и без него есть, где развернуться. Но один из учеников решил готовиться по тематическому направлению "Дом" на основе этого великолепного романа, и я открыла Белую гвардию для себя заново, чему очень рада.
Особенностью романа М.А. Булгакова "Белая гвардия" является его автобиографичность - в основу положены события, пережитые семьей Булгаковых в 1918 году в Киеве. И вот тут началось для меня новое открытие романа - параллелей с современностью можно провести очень много, думаю, Булгаков даже сам не подозревал об этом (в романе даже свой ЛЕшко есть - жестокий и скучный сельский учитель). На территории Украины происходят сложные события, много кто не может самоопределиться, кто-то (Тальберг и Василиса) готовы определиться кем угодно ради спасения своей шкуры. Забавно было читать о том, как в прогибе изучает Тальберг украинскую грамматику, и вообще много в романе того, на чем останавливаешься и задумываешься. Например, вот: "Если бы он вместо того, чтобы ломать эту гнусную комедию с украинизацией, начал бы формирование офицерских корпусов, мы бы взяли теперь Москву".
Мой любимый герой Белой гвардии - Саардамский Плотник. Кроме того, что он изразцовой, а изразцы я очень люблю, Саардамский Плотник - символ дома, символ древнего пещерного очага, у которого грелась семья после тяжелого дня, полного борьбы за выживание.
В романе хорошо показана роль женщины в сохранении семьи и дома - сначала это была мама, потом стала Елена, которая свято хранила мамино наследство для себя и братьев - дружную семью и семь пыльных комнат, полных мебели, ковров, книг, посуды, серебра. Дом был гостеприимен несмотря ни на что и ни на кого, у его обитателей всегда находились возможности радоваться жизни. К чести положительных персонажей, домочадцы не цепляются за вещи, поэтому разбитый Лариосиком сервиз Елена просто хочет предать забвению - память вещественная для нее не так важна. Привлекательным для меня в Елене становится и то, как она принимает измену мужа. Несмотря на то, что и она, и братья, понимали, что Тальберг не вернется, как женщина она не могла не испытывать горечи. Но она приняла это как жертву Матери-Богородице за выздоровление Алексея.
Не буду останавливаться на Николке - хороший мальчик, настоящий мужчина и вообще человек. Более интересным для меня с точки зрения драматургии Белой гвардии является Алексей - врач с антиэротической специализацией, человек-тряпка, решивший идти воевать в пьяном угаре, малодушный и слабый, и все это - отражение самого Михаила Афанасьевича. Но Алексей Турбин в романе ценен прежде всего тем, что был принят и любим своей семьей таким, каким был.
Семья Турбиных проживает и переживает тяжелое время, но Булгаков не обещает им счастливого "завтра". Поэтому крест на Владимирской горке превращается в меч. Но "он не страшен. Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле".
показать все комментарии (31)
+3
когда вижу и вспоминаю трагедию белых офицеров сразу вспоминается этот кусок почему то..
+2
дааааааааааааа
+2
там всего три минуты послушать и все этим сказано.. вот офицеры, мужчины закаленные в боях мировой войны и вот так .. причем не только тот кто пел, но и слушали тоже так со смыслом.. а сейчас так кто нибудь сможет сыграть? Даже тот сериал - сплошь какой то несовместимый с романом. И ведь всего то 3 минутный эпизод!