Интеллигентному пролетарию в честь его 85-летия...
Алексей Баталов - один из самых моих, и не только, любимейших актеров кино, образец идеального мужчины Советского Союза, человек интеллигентной внешности. Сегодня он отмечает свой юбилей - 85-летний день рождения.
Родился Баталов в 1928 году во Владимире, рос в театральной семье, что, собственно и определило его будущее.
Через 5 лет после его рождения родители развелись, и мать актера вышла замуж за за известного в те годы писателя Виктора Ардова, о котором Алексей Баталов говорит: "Вот понимаете, если отец заботится о ребенке, это понятно, он вроде бы должен, профессия такая. Чувства Ардова ко мне - это отцовство в квадрате". С сороковых по шестидесятые годы в московской квартире на Большой Ордынке, где Алексей проживал с матерью и отчимом, подолгу гостили Анна Ахматова, Мандельштам, Пастернак, Зощенко, Ильф и Петров, оказавшие огромное влияние на формирование личности Алексея Баталова. Кстати, Анна Ахматова, будучи подругой матери актера, всей своей жизнью и творчеством, стала для него примером жизнестойкости и мужества. А Ахматова в последний год своей жизни только ему, Баталову, доверила написать ее портрет.
По воспоминаниям Алексея Владимировича его первое детство, закончилось в 1941 году с началом войны. Второе же началось в эвакуации в Бугульме (Татарстан), с которым у него связаны особые впечатления: длинная череда военных дней, работа в качестве рабочего сцены, первая зарплата, первый выход на сцену - выступления в составе труппы, созданной его матерью, перед ранеными в госпиталях, в промерзших залах. Как сейчас вспоминает Алексей Владимирович: "Из московской квартиры я уезжал буржуйским мальчиком, а вернулся совсем другим, пацаном. Я узнал, что такое сельская жизнь, как дрова рубить, как скакать на лошади в ночное, какая разница между русской печкой, голландской и горном, короче, тысячи вещей, не поддающихся перечислению. Но главное - война воочию, на примерах показала мне, что такое горе и счастье. Вот такое получилось детство. Бесконечные переезды: Бугульма, Уфа, Казань, Свердловск. В эвакуации я сыграл свою первую настоящую роль, в гриме и костюме".
После войны, вернувшись в Москву, он окончил школу и поступил в Школу-студию МХАТ, которую закончил в 1950 году и поступил в Центральный театр Советской Амии, а в 1953 -1957 годах он работал во МХАТе, правда, ролей имел немного.
Первую роль в кино он сыграл в 1944-м в фильме "Зоя", и, как он сам вспоминает об этом, не совсем удачном его опыте: "Я должен был какую-то фразу произнести. Помню руки-ноги мои окаменели, голос исчез, выражение лица (я чувствовал) стало абсолютно идиотским. Может именно поэтому после "Зои" я много лет был негоден для кино?".
И следующую роль в кино он получил лишь спустя 10 лет в 1954-м году - роль интеллигентного рабочего Алексея Журбина в фильме "Большая семья". После этого популярность актера стала расти с большой скоростью, что, впрочем, отрицательно сказалось на его семейной жизни - в 1958-м году он расстался со своей первой, с детских лет, любовью Ириной Глотовой и оформил свои отношения с цирковой артисткой Гитаной Леонтенко.
Манера исполнения Баталова существенно отличалась от остальных актеров - он не играл свои роли, он жил ими, как бы проживал жизнь своих героев. Возможно, именно поэтому все его роли, как и фильмы, в которых он снялся, стали популярными, как и он сам.
Его самые ранние, но уже достаточно яркие и запоминающиеся роли, были во многих фильмах, в таких, как "Дело Румянцева" (1955), "Мать" (1956), "Летят журавли" (1957)"Дорогой мой человек" и "Дама с собачкой" (1960), "День счастья" (1964).
А потом были столь же блистательные роли в фильмах "Девять дней одного года" (1962), "Бег" (1970), "Звезда пленительного счастья" (1975), "Чисто английское убийство" (1974).
Однако, самой культовой ролью Алексея Баталова стала его роль интеллигентного сантехника Гоши в знаменитом двухсерийном кинофильме "Москва слезам не верит", после выхода на экраны которого, Алексей Баталов, он же Гоша, он же Гога, он же Георгий, стал любимцем, настоящим кумиром, всех советских женщин независимо от их возраста и социального положения. Порой мне кажется, что кинолента и получилась такой зрелищной, запоминающейся и полюбившейся зрительской аудитории именно благодаря роли, сыгранной Алексеем Баталовым - в обиходе появились фразы, сказанные в фильме сантехником Гошей. Взять хотя бы его ответ на предложение мужа Шурочки вместо дружить домами, он предложил дружбу семьями.
С 1975 года он - преподаватель ВГИКа, а с 1999 года он - художественный руководитель, профессор и заведующий кафедрой актерского мастерства Всероссийского Государственного института кинематографии им.С.А.Герасимова.