Я написала о том, как Булгаков стал писателем. Сейчас это никого не удивляет, но на самом деле, не каждый врач так "удачно" может переквалифицироваться. Почему - "удачно"? Об этом я и хочу сегодня поговорить.
В своих морфинистских грезах Михаил Булгаков впервые увидел героев будущего романа: прокуратора Понтия Пилата, подследственного из Галилеи Иешуа Га-Ноцри и дьявола. Молодому врачу, пережившему за короткое время несколько трагедий (участие в Первой Мировой войне, каторжную работу земским врачом, неудачный аборт, который он вынужден был сделать своей жене, которая никогда больше не сможет иметь детей, наркотики и попытку их бросить), хотелось рассказать людям, на какое самопожертвование способен человек (Га-Ноцри) и какие силы ему мешают (Воланд, Азазелло, Коровьев и другие). И Михаил Афанасьевич решает никогда более не заниматься медициной, а стать писателем. Он прекрасно понимает, что для того, чтобы его узнали и прочитали, ему необходимо жить в Москве. И вместе с женой Татьяной он туда отправляется.
Кажется, до сегодняшнего дня прошло так много времени! Но недаром его герой - Воланд - говорит, что квартирный вопрос испортил людей. Квартирный вопрос сегодня в Москве стал гораздо страшнее . И современный читатель вполне может представить, каково было двум молодым людям появиться там осенью 1920 года, имея из вещей с собой овечьи тулупы да небольшой чемоданчик (далеко не Louis Vuitton!).
Вот, какими были Михаил Афанасьевич и Татьяна Николаевна, когда появились в Москве.
Первый вариант романа, который будет назван "Мастер и Маргарита", был замыслен именно тогда, в квартире 50 по Большой Садовой, дом 10 (в романе это будет дом 302-бис, выдуманный номер).
Не вся квартира принадлежала великому писателю! Ему там вообще принадлежали только его тулуп и чемодан. В квартире № 50 проживал муж сестры Михаила, Андрей Земский. Он-то и предоставил семье место жительства, а вскоре уехал в Киев, так что можно сказать, что Булгакову сильно повезло!
Ниже на фото - дом в 30-ые годы, затем - в наши дни и третье фото - у входа в музей-квартиру Булгакова, но это не квартира № 50, в нее вход находится неподалеку, а сама квартира этажом выше. В одном доме - два музея. Подробности можно прочесть здесь (сходите, очень интересно написано!):
litvinovs.net/bulgakov/bulgakov_moscow. На старой фоте есть ссыль на сайт, где его изначально взяли.
Я очень придирчивый человек. Когда я работаю (пишу тексты), мне необходимо сосредоточиться и желательно, чтобы меня не спрашивали каждые две минуты, сходила ли собака погулять, сколько раз она мочилась и так далее и тому подобное... Шучу, конечно! Мне никто не мешает, собака молчит. Но Булгакову пришлось жить в квартире, где, кроме него проживало еще несколько семей (и не семейных - тоже), и здесь ему приходилось творить, потому что больше негде было. Он писал, зачастую ночами, а соседи катали на него доносы за то, что он "жжет электричество по ночам"!
В одном из двух музейчиков, что ютятся в доме № 10, есть театр. Его работники проводят театрализованные дневные (и ночные!) экскурсии, посвященные героям произведений Булгакова и ему самому. Такой они видят, например, Аннушку, пролившую масло около трамвайных путей. А "срисовал" Аннушку Михаил Афанасьевич с одной из своих соседок. Справа от Аннушки - стол писателя (или похожий на него) и лестничный пролет, ведущий в "нехорошую квартиру". Рисунки посетителей музея.
Аннушку и зеленую лампу сфотографировал Сергей Литвинов, а на третьем фото есть указатель справа внизу.
Роман еще не начат, только первоначальные замысли витают в голове Автора!
Считается, что он начнет его писать только в 1928-ом или 1929-ом (точная дата так и не установлена). А пока Булгаков вынужден зарабатывать журналистикой в разных газетах, таких как "Рабочий", "Гудок". И как бы ни поругивали Михаила Афанасьевича за разнообразный образ жизни, дела его постепенно налаживаются. В 1926-ом он уже не считает каждое полено и может себе позволить купить жене не только туфли, но и новую шубу. Беда лишь в том, что жена ему немножко надоела. А его богемный образ жизни требует соответствующего окружения, и он уходит к другой женщине - Любови Евгеньевне Белозерской, с которой скитается по съемным квартирам и квартирам друзей. "Нехорошая квартира" остается позади, они съехали оттуда еще в 1923-ем, но память о ней сохранится в "Зойкиной квартире" и в "Мастере и Маргарита", и в некоторых других произведениях.
Не акцентирую на том, что вся жизнь писателя - сплошные переживания. Не хочется давить на читателей, но увы!
Первый вариант романа "Мастер и Маргарита", который первоначально назывался и "Черный маг", и "Копыто инженера", и "Жонглер с копытом", был сожжен автором 18 марта 1930 года, когда цензурой была запрещена к показу его пьеса "Кабала святош". А вы говорите, что рукописи не горят!
На первых двух фото - все та же лестничная клетка у музея-квартиры Булгакова, на третьем фото он снят с последней третьей женой, Еленой Сергеевной Шиловской (фамилия ее третьего мужа) после того, как они оба узнали, что пьесу "Батум" зарубили.
Первая встреча с Еленой Шиловской произошла совсем не так, как думают иногда читатели романа, справедливо считая ее прототипом Маргариты. Они познакомились на Масленицу у каких-то общих знакомых, к которым оба не очень хотели идти и в конце концов, пошли. У Елены развязались тесемки на рукаве платья, и она попросила Булгакова их завязать. Потом он шутил, что это было колдовство, и она привязала его к себе на всю оставшуюся жизнь. После этой встречи они находили время и поводы встречаться каждый день, пока однажды Шиловская не взмолилась, попросив дать ей хоть раз выспаться. Ей удалось поспать до трех ночи, как вдруг ее разбудила горничная, которая сказала, что внизу ее ждет Михаил Афанасьевич. Когда она спустилась вниз, Булгаков повел ее к Патриаршим и показал на скамейку, которая будет описана в романе как место встречи Ивана Бездомного с Воландом.
Елена Шиловская была весьма удачно замужем за "красным генералом", она не хотела разводиться со своим мужем, и после этого случая у Патриарших (кстати, пруд только один, остальные давно засыпали) решила больше не встречаться с Михаилом. Она сидела дома несколько месяцев, никуда не выходя. Булгаков не докучал ей. Как-то раз Елена Сергеевна все-таки решилась выйти прогуляться, в ее руках были мимозы... Первым, кто ей встретился на улице, был Булгаков...
Кто автор рисунка, который мне понравился, на сайте не указано. Адрес сайта:
imgplusdb.com/margarita-bulgakov А на втором фото - Мастер (Булгаков) и Елена Сергеевна Булгакова, на третьем - памятник Булгакову скульптора Рукавишникова.
А что было дальше? Вы уже, наверное, догадались, если читали "Мастера и Маргариту".
Булгаков не только восстановил сожженную рукопись, но и дописал еще одну сюжетную линию - о любви писателя и красивой женщины.
В 1940-ом Булгаков начинает понимать, что та же болезнь, которая унесла в могилу его отца когда-то, прогрессирует у него самого. Как врач, он хорошо представлял, как будет протекать почечный склероз и как скоро все закончится. Когда он уже почти ничего не видел, Елена Сергеевна дописывала последние главы романа под диктовку. Но окончательную редакцию Мастеру осуществить не удалось...
"Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять. (…) Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда".
Иллюстрация: Елена Мартынюк.
До последнего дня Булгаков ждал звонка от Сталина. Он хотел запечатлеть его в образе Воланда. В одной из редакций прощальными словами Воланда были слова о том, что больше ему здесь (в Москве) делать нечего, все доделает Он. Под Ним подразумевался Сталин.
Но великому Иосифу Виссарионычу не нужен был такой подарок. Он хотел, чтобы его запомнили не благодаря какому-то Михаилу Булгакову... И Мастер понимал перед смертью, что его рукопись не будет издана в ближайшие годы.
Так и произошло. Первое издание романа "Мастера и Маргариты" осуществилось в далеком 1966 - ом. Елена Сергеевна сохранила Великую Рукопись.
Отзовик у меня все равно глючит из-за этой рекламы, хотя я уже все отключила.