Фильм заинтересовал, потому что сама работала в школе 20 лет. И вроде высшее педагогическое, и разряд высокий подтверждала с легкостью, и коллеги, считалось, что уважали, и ученики любили, но мне всегда стыдно было, что в школе работаю. Столько там вранья, а я человек искренний, врать не люблю.
Вот отвечает ученик тему и прогибается. Не люблю таких. Пусть спорит с мнением автора и с учителем. но мыслит. Но спорить ему не о чем, потому что первоисточник он не читал. Он пробежал глазами пару страниц учебника (в лучшем случае, а в худшем - пол страницы) и шпарит по-писаному, и ему по фигу все переживания Булгакова. Но Булгаков, это еще куда ни шло. В Горького, скажите честно, кто-нибудь в школе читал? Или Тургенева? Так что это уже вранье, и на нем базируется все преподавание литературы в школе. Если кто-то выбрал в качестве ЕГЭ литературу, то происходит натаскивание по материалу, идея и конфликт произведения тоже лучше быстренько скачать в интернете и запомнить.
С русским похожая ситуация - натаскивание. В законы словосложения вряд ли кто-то вникать захочет.
Теперь об авторитете. То есть, об уважении учителя учениками, родителями и коллегами.
За несколько дней до начала года или в конце предыдущего учебного происходит дележ часов, и вряд ли кто-то из учителей в этот момент думает так: "А вот Марья Ивановна больше меня достойна вести много часов и работать в старших классах, потому что она эрудит, энциклопедист и грамотный профессионал!" Скорее, думают так: "И эта карга хочет полторы ставки? А у меня тоже всего полторы останется! Зачем ей, старой дуре, столько часов? У нее трое детей - и все взрослые, а мне мою Эьвирочку еще поднимать и поднимать!"
Родители. На род. собрании стараешься по правилам: никому персональных упреков не делать, и вообще никого ни в чем не упрекать. Все оценки в дневник выставлены - классрук свой долг выполнил, и вроде бы не его забота, если у ребенка два дневника. Я свои родителям писала индивидуальные памятки каждому, на что стоит обратить внимание, и раздавала, если спрашивали. Но это хлопотно, и родакам не нужно. Им нужно собраться, послушать, как его ребенка за что-то похвалят, поинтересоваться, на что сдают деньги в ближайшее время, решить, как перевоспитать общими усилиями какого-нибудь несчастного отщепенца - вот, пожалуй, и весь круг их интересов. Если родители двоечника подходят к тебе, как к предметнику, чаще всего думают: "Наверное, репетиторство вымогает". Впрочем, есть совершенно бессеребреники родители, без всяких задних мыслей, у них, как правило, нормальные дети, и на собрания им поводов ходить нет, поэтому видишь их редко. Ну, с сколько правды в таких взаимоотношениях? Ну, немного больше, чем во взаимоотношениях с коллегами.
Но самая большая ложь - это педсоветы. Не знаю, как сейчас, а раньше на них пафосно докладывали, как доблестные учителя школы повышают успеваемость и изучают специальную литературу.
Простите за столь длинное предисловие. Но "добиться" праведными путями уважения учеников можно только при условии, что это добрые и справедливые люди. В большинстве своем так оно и есть, но лидерами, как и в жизни, становятся не справедливые добряки, а носители силы, и от них зависит общественное мнение. Многие учителя заигрывают с такими детьми и вербуют из их числа сторонников. Герой "Географа..." не заигрывал ни перед кем.
То, что сейчас трудно найти хорошую работу, это неоспоримый факт. То, что из героя Хабенского не получился бы офисный планктон, тоже факт. В школе нужен был учитель, и он подался в школу. Многие так делают. За это не берусь его осуждать.
То, что он пил с учениками, тоже факт. И дело здесь не только в том, с кем он пил, а том, что пил вообще. И пьют тоже очень многие.
А вот в походы учеников далеко не каждый учитель поведет. Чаще всего внеклассная работа сводится к проведению классных часов, вечеринок и пары экскурсий за год в музей.
Да, Виктор Служкин подвергал детей риску. Правилами педагогики это категорически запрещено. Об этом, собственно говоря, и фильм.
Библейских мотивов я не усмотрела, так как притчи не люблю за их назидательность, и поэтому практически не знаю.
Знаю только, что такой поход - это как маленький бой. Если класрук шкурно прячется за спины детей и ведет их не дальше пары км от города, это не поход. И он ничему не научит.
Ведь возникла же ситуация, когда ученикам пришлось принимать самостоятельное решение, и они приняли правильное. А потом, после похода, когда снова окунулись в обычную, лживо-"праведную" жизнь, предали того, кто выручал практически каждого из них. Вот ради того, чтобы показать изнутри такую ситуацию, мне кажется, история и была задумана. Я рада, что для меня кино - это нечто большее, чем просто развлечение, и мне нравятся фильмы, заставляющие задуматься.
После этого фильма я задумалась о том, чего я достигла, работая в школе. Ну, стала я завучем. Так это было не особенно трудно. Ну, ходила я с детьми в походы, но таких острых ситуаций у нас не было. Искренних, простых отношений с родителями и детьми было немного. Все больше - обычные школьные интриги в борьбе за успеваемость и разряд.
А Виктор Служкин не учился в пединституте, не знал, что по классике можно, а чего - категорически нельзя, и вел себя по-человечески.
Если кто-то не поленится и дочитает досюда, возможно, возмутиться моим цинизмом. Так я и не претендую на человечность. Говорю же: у меня, к сожалению, не получалось, как у Виктора Служкина.