ЕГЭ - кто виноват?
Все понемногу, а значит - никто!
Отвечу я тут пожалуй отзывом. Ибо в 2014 нет опыта по ЕГЭ, мои дети давно школу закончили. А вот в целом по теме есть что сказать. Пусть это будет как бы ответ и Степану, и личный опыт, и вообще виноватых поищем))
Начну издалека. Потому что ЕГЭ в нашей области ввели более 10-ти лет назад как эксперимент. И если во всей стране шум и гам недавно подниматься начал, для наших школ это давно обыденность. Уже вдоль и поперёк обкатали систему и всё норовят найти плюсы и минусы. Заняться нечем? Ах да, поколения меняются, страшилки множатся.
А в чём проблема, господа? Система работает много где в мире. Сработала на ура и у нас в первые годы. Так отчего страх? По-моему мнению, вырстившей двух вполне успешных в плане образования в школе детей, дело в первую очередь не в системе, не в зарплате (Степан, ничего личного), а ... в учителях! Именно ЕГЭ сразу же обнажил слабый уровень подготовки самих педагогов.
Хотя именно тут я могу два раза поправиться. Никаких давно уже не педагогов. Никаких не учителей. А ПРЕДМЕТНИКОВ. В наших школах лет уж 15-20 остались "сварщики" и "токари" от учительства. Никакой инженерии душ. За редким исключением. Я понимаю, что желание быть педагогом и собственно дар от рождения - разные вещи. И в педвузы идут и шли прежде учиться не самые сильные ученики. Вы знаете, чтобы в пед пошли учиться медалисты или выпускники с аттестатом со средним баллом 4,5 как минимум? Я не знаю (( Это отдельная большая тема и не будем её трогать. Пока по-крайней мере.
Что имеем? Бывшего середнячка, недотянувшего до серьёзного вуза технического, где ого-го надо сдавать математику и физику, да ещё и сочинение неплохо бы написать на 4-ку. В педвузах лет эдак 10-30 назад был вечный недобор. Почему именно пишу про это время, а не про сейчас? Потому как именно выпускники тех лет учат сегодняшних школьников.
Т.е. те, кто был сам не силён в школе (не пошёл на прикладную математику или литературный вуз), выучил свой предмет (ОДИН!!!) получше и пошёл в учителя к нежным душам наших с вами детей.
Что имеем в самой школе? Систему и зарплату снова опускаем. Это бесконечный ворох проблем не только тут. Помним одно с первого класса (а именно туда приводим своих деток и нас когда-то привели), что важно не то, КАК НАУЧИЛИ малышню читать-считать-писать на первых порах, а КАК СУМЕЛИ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ процессом обучения.
Сложно, конечно. Время такое, что отвлекает всё и вся от процесса. Тут выступают на первый фланг родители, которые либо ищут школу и учителя посильнее, чтобы часть своих забот на них смело спихнуть или в лучшем случае сделать их союзниками в воспитании детей. Или относятся как попало и.... уже через 1-2 года в школе ученик становится обузой самому себе. Эта вечная каторга длинною в 10 лет ((
Ни для кого не секрет, что если ПРЕДМЕТНИК любит и знает своей предмет и понимает детскую душу (опустим жутко важное слово - психология, тут всё ещё хуже), то вскоре половина класса, а то и школы, мечтает именно продолжить свою жизнь с этим предметом. У сильного и увлечённого историка многие выпускники хотят связать свою жизнь с историей. У математика - с математикой. И т.д.
Это всё прелюдия к ЕГЭ. Про него тоже будет, чуть потерпите))
Про учителей сказала, про родителей - помощники они или скорее на школу спихнуть, упомянула. Осталось про систему сказать.
А что такого в этой системе? Я уже писала где-то, что СРЕДНЯЯ школа для СРЕДНЕГО образования и СРЕДНИХ способностей ученика. Мы ведь не ведём речь о специализированных, где 2-3 языка или математические олимпиады со 2-го класса.
Способность УЧИТЬСЯ и ЗАНИМАТЬСЯ ПО УЧЕБНИКУ С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ (ну и бог с ним, пусть будет слабый, что-то да скажет на уроке) закладывается в начальных классах.
Если тут родитель, школа и САМ УЧЕНИК не справились, то что его ждёт в 7-м, или в 9-м классе? Почему не имеет смысл вести речь о выпускном классе? Потому что в нём идёт повторение основного уже ИЗУЧЕННОГО. Новое по предмету для развития молодого и активного мозга, как разминка и как необходимость в 10-м и 11-м. И если к этому времени школьник умеет пить пиво, рубиться в игрухи компьютеные, курить открыто и резко судить о взрослой жизни, то уж писать грамотно и щёлкать задачки ему кто мешает?
И вот тут наше славное ЕГЭ. Всего -то тестирование. Знаю-не знаю. Знаю - пофиг каким образом сдавать, не знаю - начинается возня с переживаниями. Причём начинается сначала у... учителей. Показатели плохие у их учеников - это плохие показали работы учителя.
Вернусь к личному опыту. Мой старший ребёнок серьёзно озадачился предметом, который не давался никак - физика. Девушка романтичная, с пунктиком "не знаю до последней точки - не знаю ничего!". Я сама такая была. Выход один - заняться дополнительно самим. Школа тут никак не помощник. Самый вумныый физик там - средней руки женщина с не самой счастливой судьбой. Праастите за детали. Имхо, несчастный человек не может делать хорошо свою работу. На другом зациклен. Не я придумала. Остаются учебники нестандартные (занимательная физика и подобное) вузовские курсы, разные конкурсы (хвала интернету!) по предмету. И да, родители! Кто ещё поможет ребёнку? Открываем вместе тоненькую книжку (всего-то одну!) под названием физика за... тот класс, с какого пробелы. И поехали.
Итог - да плевать нам на ЕГЭ, это так просто после личной победы над физикой. Хотя как можно сдать плохо тест, если ты всерьёз умеешь читать учебники по химии, математике и т.д.?
Дело техники: научиться отвечать на время, правильно заполнить форму, не волноваться в незнакомой аудитории (выезжали поначалу сдавать в соседний город, где всё было оборудовано под пробное ЕГЭ).
Результаты ЕГЭ не были сюрпризом ни для кого. Учился вполне - вполне и результат. Были открытия. У тех, кто робел перед придурковым учителем в школе, при сдаче одного предмета вышел лучший по школе балл. Ребёнок и родители были рады. Учитель... засуетился, как-то уж рьяно стал говорить о том, что ученику повезло. Все улыбались, кто был в курсе, что тётя самодура. Чем хорош ЕГЭ? Да не может повезти просто так, все вопросы разной сложности и разной тематики. От и до проверка-то!
Преимущества: легко поступили туда, куда хватало баллов. У нас - много куда. Сэкономлено здоровья и денег мильон! Многие из знакомых и родственных деток учились и учаться в столице. Такое только в махровом Советском Союзе было возможно. Теперь вот ЕГЭ.
Тут много можно писать. Отмечу ещё пару моментов про доплату.
В школе предметник, которые не мог дать детям нормально тему на уроке, давал её после уроков... за дополнительную плату. Мы платили... учили дома, потому как был опыт, не придёшь на платное занятие, будет гнобить. И это мою детку с 5-кой. А что говорить о троечнике? Моё предложение директор воспринял с улыбкой - снять с неё оплату за те уроки, которые детям ничего не дали. Благо с директором я была дружна (сама у неё училась). Танька, ну чего ты нападаешь, дай бабе заработать на то, чтобы она (минуточку!) платно сына смогла выучить в вузе. Нудануда. Сапожник без сапог. Никто его деточку не научил учиться в школе. Пришлось платить в вузе.
Второй момент. Про сегодня. Моя подруга платила репетитору за занятие (2 академ часа) по 6 (шесть) тысяч рублей. Девочка медалистка. Кому на Руси жить хорошо? Точно не инженеру!